Обгон в сложных условиях

Русский бизнес
Москва, 19.02.2018
«Эксперт» №8 (1064)
Продажи АвтоВАЗа идут на разгон благодаря тому, что ведущему российскому автопроизводителю наконец удалось наладить выпуск конкурентоспособных и востребованных продуктов. Однако положение российского автогиганта все еще сложное: предприятие продолжает работать с убытками, неопределенности добавляет и грядущая смена его руководства

ТАСС

Родоначальник массовой автомобилизации в СССР АвтоВАЗ начал наконец уверенно набирать скорость. В середине 1970-х машина с его конвейера сходила каждые 22 секунды, объем производства приближался к миллиону автомобилей в год. Но в 1990-е завод оказался на грани банкротства, здесь хозяйничали преступные группировки, сотни людей гибли в бандитских разборках. С начала 2000-х государство не раз предпринимало попытки спасти АвтоВАЗ от банкротства и поставить его на рельсы устойчивого развития, но они были тщетными, пока в 2014 году предприятие не было передано под контроль международного альянса Renault–Nissan.

Сейчас меры нового французско-российского менеджмента, похоже, начинают срабатывать. По итогам минувшего года, крупнейшему российскому автопроизводителю удалось достигнуть рекордной за последние годы динамики прироста производства и продаж. Согласно официальному отчету, АвтоВАЗ произвел 485,5 тыс. автомобилей (марки Lada, Renault, Nissan, Datsun) — на 16% больше, чем в 2016 году. Особенно успешно развивается собственный бренд Lada: продажи увеличились на 17%, за прошлый год было реализовано 311,5 тыс. машин против 266,2 тыс. в 2016-м. Столь динамично продажи Lada не росли вот уже семь лет: после взлета в 2011-м они катились вниз (см. график 1).

Тенденция продолжается и в наступившем году: по итогам января продажи Lada выросли на целых 29%, благодаря этому марка с большим отрывом упрочила свое лидерство на рынке с показателем 21 тыс. машин (на втором месте корейская Kia — немногим более 15 тыс.). Впервые за последние годы автомобиль Lada въехал на подиум самых популярных моделей в России: на первое место по итогам первого месяца продаж попала Lada Vesta, реализация которой скакнула более чем на треть, до 6700 штук, что позволило ей обогнать, пусть и ненамного, прежнего лидера Kia Rio (6500 штук).

 

Быстрее рынка

 

Да, рост продаж АвтоВАЗа во многом объясняется общим оживлением на российском автомобильном рынке. Однако предприятие все же обгоняет средние показатели продаж. Если в целом в 2017 году рынок вырос на 12%, то АвтоВАЗ — на 17%. Нарастающий обгон АвтоВАЗа подтверждает его растущая доля рынка, которая впервые за последние шесть лет вновь превысила одну пятую (20,5% в 2017 году против 19,6% годом ранее, а минимальный показатель наблюдался в 2014-м — 16%, см. график 2).

Столь успешные виражи АвтоВАЗа и бренда Lada на рынке прежде всего связаны с удачно сформированным модельным рядом. Последние годы российский автопроизводитель мучительно боролся за то, чтобы запустить в производство современные и востребованные модели автомобилей. И эти усилия начинают приносить плоды: основная часть продаж сейчас приходится на современные продукты, серийное производство которых началось не ранее пяти-шести лет назад. Речь идет о таких моделях, как Lada Granta, Vesta, ХRay, Largus, которые входят в десятку самых популярных автомобилей на российском автомобильном рынке.

Самая ходовая модель по итогам прошлого года — бюджетная Granta (вышла на рынок в конце 2

Гигабайты прилетят с орбиты
Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
Страну разверстали по-новому
Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
Хватит занимать
Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (1064) 19 февраля 2018
    Илон Маск демпингует в космосе
    Содержание:
    Чем заняться после шестидесяти

    Пенсионная система никогда не сможет быть сбалансированной без достаточного объема накоплений в ней. Надо дать накопительной системе еще один шанс — на этот раз направив сбережения на развитие современной инфраструктуры и выстроив ее с учетом современных финансовых технологий

    Наука и технологии
    Потребление
    Гигабайты прилетят с орбиты
    Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
    Страну разверстали по-новому
    Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
    Хватит занимать
    Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок
    Реклама