Обледеневшие датчики дезориентировали пилотов

Повестка дня
«Эксперт» №8 (1064) 19 февраля 2018
Обледеневшие датчики дезориентировали пилотов

Катастрофа пассажирского самолета Ан-148 11 февраля под Москвой унесла 71 человеческую жизнь. Борт, выполнявший из аэропорта Домодедово рейс Москва—Орск, врезался в землю в районе деревни Аргуново Раменского района Московской области

Расшифровав «черные ящики», эксперты МАК пришли к выводу, что катастрофа Ан-148 в Подмосковье, скорее всего, произошла из-за неверных данных о скорости полета, которые передавали так называемые приемники полного давления (ППД). Обогрев этих приборов был выключен, они обледенели, поэтому летчики получали недостоверную информацию. Уже через две с половиной минуты полета на высоте 1,3 км и приборной скорости 470 км/ч начала развиваться нештатная ситуация. Первый датчик показывал скорость на 30 км в час больше, чем третий (показатели второго самописец не регистрирует), и цифры продолжали расти. Но еще через 50 секунд полета ситуация изменилась: после отключения автопилота показатели первого ППД упали практически до нуля, а данные третьего показывали скорость 540 км/ч. Наконец, на высоте 1,7 км начали интенсивно падать и показатели третьего прибора — до 240 км/ч. В кабине началась ругань, самолет был переведен в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование в 35 градусов. При этом прямо перед столкновением с землей третий прибор показывал скорость около 800 км/ч.

По каким причинам летчики не включили обогрев ППД, предстоит выяснить. За всю историю эксплуатации Ан-148 такое случалось дважды. Один раз — во время тестового полета перед передачей самолета Мьянме, который также закончился катастрофой, второй раз —в Воронеже (тогда обошлось без жертв). После этого КБ Антонова» внесло в инструкцию по эксплуатации Ан-148 некоторые ограничения.

На следующий день после катастрофы с бортом Москва—Орск Росавиация выпустила документ для авиакомпаний «Информации по безопасности полетов № 1» (в ведомстве утверждают, что документ готовился заранее).

Одним из факторов авиапроисшествий и инцидентов в последние несколько лет, сообщает ТАСС, в этом документе названа неэффективная оценка рисков выполнения полетов в опасных погодных условиях (сильный ливневый снег или дождь). Проанализированы также причины семи инцидентов с самолетами Sukhoi SuperJet-100 в аэропорту Шереметьево в период наиболее интенсивных снегопадов в Москве 4–5 февраля. Все они связаны с тем, что показатели скорости самолета у пилотов различались, при этом фиксировалось отложение льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Во всех случаях экипажи воздушных судов принимали решение о прекращении взлета или о возврате на аэродром вылета. Как сообщается, в одном из более ранних случаев с SSJ-100 показатели скорости различались из-за того, что экипаж самолета не включил обогрев приемника полного давления.

Четырнадцатого февраля АО «Гражданские самолеты Сухого» опубликовало заявление «Обогрев датчиков системы воздушных сигналов на SSJ-100 включается автоматически при запуске одного из двигателей на земле» с уточнением: «Ситуация с полной потерей индикации скоро