Пока пахнет только газом

Экономика и финансы
Экспорт
«Эксперт» №8 (1064) 19 февраля 2018
Санкции далеко не самое главное препятствие на пути нашей промышленности в Европу. Многие европейские страны сами ориентированы на экспорт, а встроиться в технологические цепочки и занять узкую нишу нашим компаниям гораздо сложнее, чем азиатским, — так устроено регулирование и с нашей, и с европейской стороны

«Европейский рынок очень интересный, присутствие на нем — это и опыт, и капитализация бренда», — говорит председатель совета директоров ГК «Промтекстиль» Константин Мизгунов. «Промтекстиль», как и два десятка других российских компаний, пытается попасть на европейский рынок при поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ) — в феврале РЭЦ организовал бизнес-миссию в Австрию, чтобы наши производители могли представить свои продукты Экономической палате Австрии и потенциальным партнерам. Правда, в ходе самой бизнес-миссии интерес австрийских компаний к предложениям наших был довольно скромным, однако в торгпредстве РФ в Австрии заверили, что готовы подбирать потенциальных контрагентов для всех заинтересованных компаний.

Бизнес-миссии — одно из направлений поддержки российских экспортеров со стороны РЭЦ, до Австрии были организованы аналогичные миссии в несколько стран, включая Алжир, Марокко, Мексику, Парагвай, Колумбию, ОАЭ, Вьетнам, Словакию и Саудовскую Аравию. Однако в отличие от тех же Словакии и Саудовской Аравии, куда мы уже довольно успешно поставляем продукцию сельхозмашиностроения и продовольствие соответственно, с Австрией дела в плане несырьевого экспорта обстоят не столь радужно.

 

Пошлины на страже

 

За 2017 год наш товарооборот с Австрией вырос на треть, практически до 3,5 млрд евро, но почти целиком благодаря австрийскому импорту (на него приходится 2,5 млрд евро, в основном это поставки оборудования) и нашему газу: Австрия как страна-транзитер закупает его не только для себя, но и для соседних стран. Что же касается российского промышленного экспорта, то его объем оценивается примерно в 300 млн евро. Наращивать его крайне сложно: Австрия сама страна-экспортер (поставки за рубеж обеспечивают 60% ВВП станы), и австрийские компании ищут в первую очередь рынки сбыта. В то же время, встроившись в производственные цепочки и став поставщиками для австрийских фирм, производители из РФ опосредованно получили бы доступ к этому экспортному потенциалу — этим и обусловлен интерес самых разных российских компаний к австрийскому рынку.

«Промтекстиль», поставщик холстов для производства шин, промышленных фильтров и ряда других промышленных текстильных изделий, именно поэтому присматривается к сотрудничеству с австрийскими компаниями. Пока компания экспортирует продукцию в Казахстан и на Украину — организовать экспорт в Европу крайне сложно, отмечает Константин Мизгунов, — и вовсе не из-за санкций. «Если мы закупаем сырье, например, в Юго-Восточной Азии и в Средней Азии, то платим НДС и пошлину, — объясняет он. — Но когда мы производим из него товар и поставляем на экспорт, мы снова платим НДС и пошлину. Это что касается российского регулирования. В Европе мы также вынуждены заплатить пошлину — в отличие, скажем, от Индии и Индонезии». По этим причинам, продолжает г-н Мизгунов, «Промтекстиль» не смог наладить экспорт в Германию — продукция вполне удовлетворяла немецким стандартам качества, но пошлина оказалась запретительной.

Компания «Русхлеб» то