Производственный подъем

Эксперт-авто
РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК
«Эксперт» №9 (1065) 26 февраля 2018
С оживлением российского автомобильного рынка иностранные автоконцерны включают свои производственные мощности в России на повышенные обороты. Помимо количественного наращивания выпуска в их планы входят углубление локализации и рост экспорта
Производственный подъем

Динамика выпуска автомобилей в стране сейчас даже обгонят рост рынка: если в среднем продажи новых машин в РФ по итогам прошлого года увеличились на 12%, то, согласно данным Объединения автопроизводителей России (ОАР), выпуск новых легковых машин в 2017 году вырос почти на 20%, до 1,34 млн единиц. При этом быстрее разгонялся выпуск иномарок: согласно статистике, выпуск моделей иностранных брендов вырос на 21%, до 998 тыс. штук). Оживление производства происходит после пятилетнего спада — с 2012 по 2016 год выпуск автомобилей в России рухнул почти вдвое (см. график 1).

Иностранцы в России

В свое время советский автопром сумел достигнуть больших успехов: к началу 1980-х в СССР выпускалось порядка 2,2 млн автомобилей в год, это был пятый в мире показатель после Японии, США, ФРГ и Франции. Сейчас же Россия не входит и в десятку ведущих автомобильных держав, уступая, например, Испании, Бразилии, Мексике, Индии.

При этом главную роль в развитии автопрома стали играть заводы иностранных концернов: сегодня почти три четверти произведенных в стране автомобилей приходится на иномарки. Иностранцы начали строить свои заводы в России с начала 2000-х. Первой в июле 2002 года свой завод под Санкт-Петербургом возвела американская компания Ford. Позже открыли свои предприятия и другие автомобильные гиганты —General Motors, Renault, Volkswagen, Toyota, Hyundai–KIA, Nissan, Peugeot–Citroën, Mitsubishi, Mazda и другие. По сути, сегодня в России имеют свои производственные площадки (полного или неполного цикла) большинство мировых автомобильных марок. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, из 59 марок, присутствующих на российском рынке, непосредственно в стране имеют свои мощности 24; У остальных же 35 автомобильных брендов, продолжающих импортировать свои машины, продажи незначительные. К ним, например, относятся Honda, Suzuki, Subaru. Кроме того, как мы помним, некоторые бренды свернули свои производственные мощности по политическим мотивам — речь идет о Chevrolet и Opel (концерн General Motors). Пока считают бессмысленным развивать свои производства в нашей стране премиальные марки вроде Porsche, Land Rover, Volvo, Lexus. Хотя не исключено, что в будущем и они придут в Россию. Ведь недавно свой завод в Подмосковье начал строить Mercedes-Benz. Наконец, о скором приходе в РФ со своим производством постоянно говорят некоторые китайские марки.

Доминирование на рынке

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», сегодня производством легковых автомобилей в России занимаются более 20 сборочных предприятий. Наиболее крупные автомобильные кластеры сформировались в Повольжье, на Северо-Западе и в центральной части страны. Так, в Северо-Западном кластере, на заводах под Санкт-Петербургом, выпускается порядка 25% автомобилей в стране. Речь идет о заводах компаний Ford, Hyundai–Kia, Nissan, Toyota. В центральном кластере (Калуга и Москва) выпускается примерно 16% (Volkswagen, Peugeot, Citroën, Mitsubishi, Renault и проч.). На внекластерную сборку приход