«Каждая стратегия как душа — она индивидуальна»

Разработка стратегии развития и государства, и отдельно взятого региона должна начинаться снизу, то есть с предприятий, имеющих свое видение происходящих в экономике процессов, считает автор книг о стратегии предприятий, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, заместитель директора ЦЭМИ РАН Георгий Клейнер

СТОЯН ВАСЕВ

Георгий Клейнер — один из главных экспертов южнороссийского конкурса «Стратегия растущей компании», который Аналитический центр «Эксперт Юг» инициировал в 2017 году и продолжает в году нынешнем. Идея конкурса, поддержанная экспертом, в том, что стратегия нужна любому предприятию, которое имеет амбиции развиваться, это залог его будущей конкурентоспособности. Между тем в книге самого Клейнера «Стратегия предприятия» (2008) дается комплексный подход к стратегическому планированию. На специальном семинаре в Ростове-на-Дону для руководителей компаний Георгий Борисович поделился основными принципами своего подхода и ответил на вопросы журнала «Эксперт Юг».

— Ранее вы долго работали с разными предприятиями в разных отраслях промышленности. Можете ли рассказать, какие конкретно компании консультировали? Какой опыт в результате приобрели? 

— В основном это были металлургические, промышленные и научные организации, электроника, машиностроение, легкая промышленность. То время (девяностые годы) мы посвятили стратегическому консультированию. Приезжали на предприятие и предлагали себя в роли стратегических консультантов. Это было сложное время, новая экономика только пробивала себе дорогу, и предприятия на ощупь пытались найти свой путь. В те годы мы заложили основы теории стратегического планирования в новой России, базируясь как на изучении опыта зарубежных компаний и корпораций, так и на традициях отечественных предприятий. Главной нашей задачей было понять не столько будущее состояние рынка, сколько возможности и потенциал конкретного предприятия, — выражаясь образно, постичь его «душу». Если же эта «душа» оказывалась слабой, непостоянной, а порой и мелкой, то перед нами вставала задача ее воссоздания и укрепления. Это и составляло суть стратегического процесса. Каждая стратегия как душа — она индивидуальна.

— Что необходимо учитывать в самом начале при создании стратегии развития предприятия?

— Для стратегии необходима рефлексия, связанная с пониманием миссии предприятия, ведь стратегия — это важный, но лишь второй по счету элемент в системе функционирования предприятия. Первый — как раз его миссия. Это некое представление о назначении предприятия. Миссию необходимо сформулировать так, чтобы те, кто с вами работает, понимали и разделяли это видение.

— Какие сроки действия оптимальны для стратегии?

— Моя точка зрения: стратегия не должна иметь фиксированных сроков действия. Конечно, никакая стратегия не может быть вечной в вечно меняющемся мире. Она должна пересматриваться и корректироваться, но не потому, что наступает заранее определенный год окончания ее действия, а потому, что радикально меняются первоначальные условия — например, в отрасли происходят технологические сдвиги, или резко меняется экономическая политика государства, или на самом предприятии происходят неожиданные кардинальные изменения. Есть много условий для пересмотра стратегии, они должны быть зашиты в текст документа. Поэтому сроки стратегии должны определяться моментом начала действи

У партнеров

    «Эксперт»
    №10 (1066) 5 марта 2018
    Хотим мира
    Содержание:
    Вернуть России мощь СССР

    Нефорсированное развитие под ядерным куполом: мощным посланием президент взорвал предвыборную кампанию и мировую геополитику

    Реклама