Страховщики не оправдали надежд

Экономика и финансы
Страхование
«Эксперт» №10 (1066) 5 марта 2018
Банки с выгодой для себя перенаправили поток клиентских денег в инвестиционное страхование жизни. Теперь пожинать плоды этого готовятся компании и ЦБ — клиенты вряд ли будут довольны доходностью полисов
Страховщики не оправдали надежд

Клиентов защитят от чересчур настойчивых страховщиков — ЦБ наконец-то занялся регулированием инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Так, регулятор намерен обязать страховщика в полной мере информировать клиентов о рисках ИСЖ, ввести аттестацию для специалистов страховых компаний, разделять клиентов на категории и для каждой из них предлагать свои инвестиционные стратегии, администрировать средства клиентов аналогично ПИФам, ввести институт финансового омбудсмена. ЦБ также надеется, что резкий рост числа новых договоров по ИСЖ удастся остановить увеличением «периода охлаждения», когда договор может быть расторгнут клиентом без ущерба для себя.

Пока же рост сегмента инвестиционного страхования жизни в 2018 году, судя по всему, серьезно замедлится: в этом году завершается действие трехлетних полисов, заключенных на старте популярности программ ИСЖ в 2014–2015 годах, и разочарованные в доходности страхователи, скорее всего, больше ИСЖ пользоваться не будут. Это означает замедление для всего страхового рынка: страхование жизни последние два года было его локомотивом.

Вместо депозитов

Объем рынка инвестиционного страхования жизни в 2017 году вырос на 65% и, по оценке «Эксперт РА», достиг 230 млрд рублей (это примерно одна шестая часть всего страхового рынка, то есть результат довольно серьезный, хотя в масштабах депозитов физлиц — капля в море). «По нашему прогнозу, инвестиционное страхование жизни прибавит в 2018 году 40 процентов и объем взносов увеличится до 320 миллиардов рублей», —говорит Алексей Янин, управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА».

Такой бурный рост неизбежно обернется еще более бурным разочарованием. Большинство клиентов ИСЖ ожидали получить доходность выше, чем дает банковский вклад, — именно под таким лозунгом подавалась новинка в большинстве банков, которые традиционно выступают в качестве основных агентов страховых компаний. «Будет весело, когда истекут сроки и люди, которые не получали все эти годы доходности, заберут свои средства. По сути, это было беспроцентное кредитование страховых компаний», — сказал «Эксперту» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Если же посмотреть в корень проблемы, то люди кредитовали не столько страховые компании, сколько сами банки. Далеко не все страховщики раскрывают, сколько собрали по ИСЖ, но известно, что «Сбербанк страхование жизни» за девять месяцев 2017 года собрал 53,9 млрд рублей, а «ВТБ страхование жизни» — 12,3 млрд. Компании, входящие в банковские группы, — лидеры рынка ИСЖ, что неудивительно: полисы предлагались тем, кто пришел открывать депозит, людям говорили о возможности получить доходность выше, чем по вкладу, плюс давали дополнительные процент-полтора к ставке по депозиту. Получив деньги, страховая компания клала их на депозит в тот же банк (40% активов «Сбербанк страхование жизни» лежит в том же Сбербанке, на остальное куплены ценные бумаги, в основном облигации). Банк при этом не берет на себя обя