Против шерсти

Русский бизнес
НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ
«Эксперт» №12 (1068) 19 марта 2018
Чтобы продавать намного больше, когда рынок падает и потребление не растет, компании должны эти объемы у кого-то отобрать
Против шерсти

Екатеринбургская компания «Зартекс», производитель ковровых покрытий, намерена расти на падающем рынке, запустив в этом году новое производство, а также выстоять в борьбе с демпингующими узбекскими производителями. «Зартекс» далеко не самый крупный игрок на российском рынке, поскольку специализируется на производстве тафтинговых ковровых покрытий (в отличие от так называемых принтов и иглопробивных покрытий этот продукт несколько дороже и поэтому не является массовым). Объем производства в 2017 году составил два миллиона квадратных метров при общем объеме рынка 32 млн «квадратов». Несмотря на это, продукция компании присутствует во всех, даже самых дальних уголках страны. Инструмент — прямые контракты с основными крупными сетями: «Леруа Мерлен», OBI и «Касторама». За 22 года существования компании бренд «Зартекс» стал весьма узнаваемым. У компании есть ряд наиболее популярных коллекций, которые продаются в огромном объеме. Вот по ним в прошлом году и ударили узбеки. Отобрав их из всего ассортимента (около 154 позиций), они изготовили очень похожий продукт и стали предлагать его на российском рынке по значительно более низким ценам, обрушив маржинальность уральского предприятия.

«Ровно год назад, когда узбеки начали активно проникать на российский рынок, мы задумались: что будем делать?» — рассказывает генеральный директор «Зартекса» Кирилл Проценко.

 

Своя линия

— Кирилл Александрович, есть у вас теперь ход конем?

— Есть. Но об этом чуть позже. В начале года мы слетали в Узбекистан на эти заводы, пообщались с собственниками и директорами. Приняли нас на удивление очень тепло, показали производство, все рассказали. Мы поняли, что российский рынок для них пока не в приоритете. Но это может измениться в любой момент. В любом случае, чтобы успешно им противостоять, нам неизбежно придется снижаться до их уровня цены.

— Что вообще происходит на рынке? Почему так тревожит ситуация с узбекским вторжением?

— Если прочие сегменты на огромном рынке напольных покрытий, например ковровая плитка и линолеум, все время растут, то у ковролина в последние годы падение. Доля ковровых покрытий (девять процентов) в России снижается. Предпочтения конечных потребителей постепенно смещаются в сторону более удобных в обслуживании материалов, в частности линолеума, ламината, паркета. Считается, что при множестве плюсов (комфорт, шумо- и теплоизоляция) у ковровых покрытий есть склонность накапливать пыль.

Но у нас в приоритете укрепить позиции именно в этой нише. Мы занимаем ее много лет — производим тафтинговые ковровые покрытия из полипропилена для частных домовладений, хотя в ассортименте есть и коммерческая коллекция, объемы продаж которой уверенно растут. Мы гарантируем ритмичность поставок и качество — не просто высокое, но стабильно высокое. Эта стабильность качества крайне важна для федеральных сетей. Причем мы сознательно не участвуем в сегменте так называемых принтов — самых дешевых тафтинговых покрытий, которые изготавливаются огромными объемами, но имеют очен