Что вскружило голову главному табачнику страны

Русский бизнес
ПРОИЗВОДСТВО ТАБАКА
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
«Донской табак» продан корпорации Japan Tobacco. Японцы заплатили за российскую компанию 1,6 млрд долларов — почти в шесть раз больше, чем она заработала в 2017 году
Что вскружило голову главному табачнику страны

«Донской табак» — последний российский табачный актив — перешел в руки транснациональной корпорации Japan Tobacco (JT). Сделку ценой 90 млрд рублей (1,6 млрд долларов) планируется заключить в третьем квартале текущего года, если будет получено разрешение ФАС. За эти деньги японцы фактически покупают три предприятия: помимо фабрики «Донской табак», расположенной в Ростове-на-Дону, в ЗАО «Донской табак» входит фабрика «Переславль-табак» в Переславле-Залесском Ярославской области и греческая табачная компания Sekap (94,97% акций).

Приобретая «Донской табак», JT не только увеличивает свою долю на российском рынке с 33 до 40% (см. график 1) и становится в РФ абсолютным лидером, но и получает возможность диверсифицировать продуктовый портфель за счет низкого ценового сегмента, а также расширить географию продаж за счет экспорта в страны Восточной и Центральной Европы, Африки, Ближнего Востока. Поэтому сделка заключена с огромным мультипликатором P/S (цена/выручка) — 5,7, тогда как у самой JT этот показатель равен 2,9.

«Эта сделка демонстрирует наше намерение укрепить позицию игрока номер один в России. В течение многих лет Россия является краеугольным камнем прибыли нашей группы. Эта сделка увеличит нашу долю рынка примерно до 40% и немедленно внесет вклад в прибыльность группы. Мы ожидаем положительный синергетический эффект в последующие годы», — говорится в пресс-релизе JT.

Что касается мотивов продавца — бизнесмена Ивана Саввиди, владевшего «Донским табаком» с 1993 года, — то аналитики полагают: причинами продажи актива могла быть ухудшающаяся конъюнктура табачного рынка, невозможность для российского производителя конкурировать с транснациональными корпорациями, привлекательная сумма сделки, а также тенденция перемещения бизнес-интересов Саввиди на его историческую родину, в Грецию, наметившаяся в последние годы.

Стратегия падения

По словам Сергея Сапотницкого, генерального директора группы «Агроком» — многопрофильного холдинга, куда входит ЗАО «Донской табак», сделка с JT готовилась более года и решение о продаже табачного актива принималось «с учетом объективных обстоятельств, сложившихся на рынке», таких как отрицательная динамика, ужесточение регулирования (в частности, акцизной политики), рост теневой составляющей. В результате «стало очевидным, что возможности для развития отдельного табачного предприятия, функционирующего вне крупной табачной корпорации, год от года сокращаются».

Действительно, с 2010 года в России проводится политика борьбы с курением, в рамках которой ежегодно повышаются акцизы на табачные изделия. Вследствие этого растут цены на сигареты — за пять лет средняя розничная цена выросла с 57 до 108 рублей за пачку. По заявлению министра здравоохранения РФ, сделанному в конце 2017 года, планируется дальнейшее ежегодное повышение акцизов, согласно рекомендации ВОЗ, до 70% розничной цены (в 2016 году он составлял 41%). Одновременно растет доля нелегального табака, ввозимого обычно из стран ближнего зарубежья: в 2017 году, по