О битве за министерское кресло

Разное
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
О битве за министерское кресло

В прошлый понедельник должен был заседать совет по стандартам при Минобре: предполагалось принять новые варианты образовательных стандартов (ФГОС) для отечественной школы. Накануне по рунету разошлось письмо пятисот филологов и учителей-словесников, сильно не согласных с новым документом. Заседание отменили в последнюю минуту — говорят, по прямому приказу из правительства, но в среду министр Васильева совет всё-таки провела. Проект ФГОС начального общего образования принят большинством голосов, проект ФГОС основного общего образования решено доработать; доработка имеется в виду небольшая, поскольку повторное рассмотрение документа ожидается в ближайшее время. Тут же развернулась кампания протеста — слишком усердная, чтобы не увидеть в ней отражение сразу двух сюжетов. Начинающихся перемен в отечественном образовании — и жаркой борьбы за места в новом правительстве.

С беспрецедентно резкой критикой новых стандартов выступил ректор «вышки» Кузьминов. Один из главных столпов бесконечной реформы образования, обычно подчёркнуто сторонившийся публичных дискуссий, на этот раз явно не смог сдержаться и вышел из тени, обнародовав своё письмо к Васильевой, в котором требует «провести более тщательную экспертизу ФГОС», читай: отклонить проекты. Ещё один из отцов-основателей реформы, член РАО Асмолов, назвал новые бумаги «стандартами юрского периода», а про их авторов выразился так: «временщики, делающие в мире образования ставки на прошлое, в том числе на залежалые товары учебников, а также на манипуляции административными ресурсами, обречены на экономическое и человеческое банкротство». Кто хоть краем глаза следит за злоключениями отечественной школы, тут должен смиренно припомнить: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Когда семь лет назад реформаторы, наплевав на разгромную критику и громкие протесты, нагло пропихивали тогдашние «новые стандарты» (те самые, которые министр Васильева теперь заменяет), тогда манипуляция адмресурсами была, по-видимому, вполне уместна и к человеческому банкротству никак не вела. А теперь, видите ли, ведёт. Ну да: когда корову угоняем мы, это расчудесно — скверно, когда корову угоняют у нас. Академики…

Новые стандарты отличаются от ныне действующих, реформаторских, более всего тем, что в них добавлено «базовое предметное содержание», описание обязательного минимума получаемых учеником знаний по каждому предмету. Пока ФГОС, например, требует, чтобы ученик демонстрировал «владение умениями применения географического мышления» (красиво, да?), не уточняя, должен ли он знать моря и проливы Севморпути; чтобы он владел «знанием содержания произведений русской и мировой классической литературы», не указывая, надо ли ему прочесть «Капитанскую дочку». В новых стандартах этот пробел — а мало кто, кроме идеологов реформы, не считал это досадным пробелом — должен быть закрыт. Сейчас помянутые идеологи костерят новый стандарт, в сущности, именно за это, находя в уточнении содержания школьных курсов угрозы вариативности, компетент