Зерновики объединяются с логистами

Русский бизнес
ЗЕРНО
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
Создание совместных предприятий с владельцами вагонов позволит участникам зернового рынка снизить себестоимость перевозки и гарантированно вывозить продукцию в пиковый период
Зерновики объединяются с логистами

Крупные производители зерновых культур, владельцы узловых элеваторов и зернотрейдеры планируют создание совместных предприятий с операторами вагонов-хопперов (зерновозов) для гарантий вывоза урожая в будущем сезоне. За последние шесть лет собираемость зерновых в Росси увеличилась вдвое и в 2017–2018-м маркетинговом году превысила 134 млн тонн. На этом фоне в последние два года сложилась катастрофическая ситуация с вывозом зерна. В период сбора урожая сельхозпроизводители и трейдеры подолгу не могли вывезти продукцию из-за нехватки вагонов и мест на узловых элеваторах и терминалах. Ввиду затоваренности рынка цены на зерно за последние два года резко обрушились, что привело к череде банкротств сельхозпроизводителей. По всем прогнозам, валовые сборы зерна с каждым годом будут только расти: Минсельхоз планирует в ближайшие годы ввести в оборот дополнительно 10 млн га пахотных земель.

Одновременно в России сжимается парк зерновозов: из 43 тыс. вагонов-хопперов за последние три года 20% были списаны по причине истечения срока службы, примерно 15% вагонов будут переплавлены в этом году. По всей видимости, эти обстоятельства и привели крупных участников зернового рынка к идее создания совместных предприятий с логистическими компаниями, владеющими вагонами-хопперами. (Речь идет именно о железнодорожном транспорте, поскольку перевозка фурами становится нерентабельной на расстоянии свыше 500–600 км.)

В одной из логистических компаний «Эксперту» на условиях анонимности подтвердили, что подобное решение прорабатывается. «Ранее некоторые трейдеры пытались обзаводиться собственными вагонами, но, не имея опыта эффективного управления парком, расставались с ним из-за больших издержек, — пояснил наш собеседник. — В партнерстве с логистами грузовладельцы получат гарантии своевременного вывоза зерна, с чем в последние годы большие проблемы, а также смогут по завершении маркетингового периода оставшиеся полгода зарабатывать совместно с нами на перевозках других грузов, что, по сути, приведет к снижению себестоимости перевозки в пик сезона. Мы как логисты имеем и квалифицированный персонал, связи с администрацией железных дорог, особые условия у ремонтных депо и прочие компетенции, что в целом намного сокращает издержки по сравнению с непрофильными компаниями — владельцами вагонов».

Наш собеседник также уточнил, что в подобной схеме работы заинтересованы не только производители зерна и трейдеры, но и владельцы узловых элеваторов и переработчики зерна — например, крупные мукомольные компании, маслоэкстракционные заводы и производители кормов, у которых в течение всего года возникает потребность в подвозе сырья и вывозе побочной продукции (шрота или отрубей).

«Идея более чем здравая, поскольку такое партнерство поможет снизить стоимость перевозки, доля которой в общей цене зерна в порту за последний год возросла с 15 до 26 процентов, притом что рентабельность агробизнеса резко снизилась, — считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — По сути ре