Женевский автосалон: подъем на фоне новых угроз

Эксперт-авто
Автосалон
«Эксперт» №13 (1069) 26 марта 2018
Рекордные продажи новых автомобилей в Европе создали позитивную атмосферу на завершившемся в Женеве автосалоне. Однако его участники выражали обеспокоенность новыми угрозами, связанными с брекзитом, воз- можной торговой войной с США, а также с запретом дизельных двигателей
Женевский автосалон: подъем на фоне новых угроз

Очередной, 88-й, Женевской автосалон проходил в этом году на большом подъеме: под аплодисменты и вспышки камер на выставке были сдернуты покрывала со 110 мировых и европейских премьер. А всего на одной из самых значимых европейских автомобильных выставок было показано около 900 моделей — существенно больше, чем год назад.

Приподнятое настроение участников связано с продолжающимся разгоном европейского авторынка. Статистика фиксирует исторические рекорды продаж новых машин. По подсчетам исследовательской компании Focus2move, регистрация новых автомобилей в еврозоне (28 стран Европы) уверенно растет последние четыре года. По итогам 2017-го в общей сложности здесь было продано 17,6 млн автомобилей — на 3,9% больше, чем в 2016-м, а по сравнению с 2013 годом продажи увеличились на 28%. Судя по всему, в текущем году авторынок продолжит набирать обороты: аналитики предсказывают, что он подрастет как минимум еще на 2% и превысит 18 млн машин (см. график).

 

Уход по-английски

 

Однако нельзя сказать, что атмосфера на автосалоне была исключительно беззаботной и позитивной. Его участники много говорили о том, что европейский рынок вступает в период новых реалий и начинает сталкиваться с серьезными вызовами и проблемами.

Так, производителей все больше беспокоит будущее рынка Великобритании — на сегодня это второй по значимости европейский рынок. Хотя сейчас продажи растут почти во всех странах Старого Света, в Великобритании ощущается наступление кризиса. Реализация новых автомобилей в этой стране после нескольких лет роста пошла на спад: по итогам 2017 года рынок снизился на 6%, а в текущем году, по прогнозам, падение может составить и до 10%.

Проблемы с продажами новых машин в Великобритании связаны с экономической неопределенностью процесса ее выхода из ЕС, из-за чего часть британцев откладывает такие серьезные покупки на будущее. Сложности возникают и у автомобильной промышленности этой страны. На британских автомобильных заводах обеспокоены тем, что после выхода страны из ЕС им придется проходить обременительные процедуры сертификации своей продукции для поставок машин в европейские страны. На этом фоне о замедлении темпов производства уже объявили некоторые британские автопроизводители, например Jaguar Land Rover. Руководство Aston Martin на женевской выставке тоже заявило о возможных трудностях с выпуском машин.

 

Дизельгейт на подъеме

 

Помимо брекзита на европейский авторынок надвигаются и другие проблемы. Большой резонанс в последнее время вызывают заявления руководства США о вводе пошлин на европейские товары, в том числе на автомобили. И хотя ведущие европейские производители, например Volkswagen, BMW, Daimler, имеют развитые производственные мощности на территории США, часть своей продукции они все же ввозят в Новый Свет со своих заводов из других стран. И введение пошлин на эти автомобили может больно ударить по продажам европейского автопрома в Америке. В результате европейские компании вынуждены корректировать планы развития на американском