Легко ли отфильтровать чистую воду

Специальный доклад
Сделано В России
«Эксперт» №14 (1070) 2 апреля 2018
Фильтры для очистки воды Производитель — компания «БВТ Барьер Рус» (Московская область) Генеральный директор — Игорь Мельников
Легко ли отфильтровать чистую воду

 В компании «БВТ Барьер Рус», выпускающей фильтры для очистки воды, любят рассказывать, как в конце девяностых представитель крупной иностранной фирмы-конкурента объяснил ее учредителю разницу между европейскими и российскими фильтрами. «Мы чистим чистую воду, а вы — грязную», — сказал он, заодно прощупывая почву для более близкого сотрудничества с «Барьером». В отличие от развитых стран, где питьевая вода течет из-под крана, в России с ее «непростым» качеством водопроводной воды европейская марка чувствовала себя не очень уверенно. Однако создатели «Барьера» — бренда, выросшего из уникальной разработки советского ВПК, — намеревались перехватить инициативу у иностранцев на внутреннем рынке, а затем еще и потягаться с ними на рынках зарубежных.

Сегодня, спустя двадцать лет, можно сказать, что первая половина амбициозной задачи полностью решена. Доля того самого лидировавшего когда-то в России европейского бренда фильтров-кувшинов составляет 5%, остальное делят отечественные марки, крупнейшие из которых — «Барьер», «Аквафор», «Гейзер» — держат более 80%.

Что касается мировой экспансии «Барьера», то она, пожалуй, только начинается. Хотя российский бренд впервые пересек границу еще в 2005 году (в направлении республик бывшей Югославии, а также Болгарии и Румынии, в 2009 году переплыл океан и встал на полки в США, а в 2012-м отправился в Азию — Китай, Вьетнам, Филиппины), объем внешних продаж относительно невысок — 9% общей выручки компании. Впрочем, впечатляет динамика последних двух лет — рост экспорта на 20–30% ежегодно, а также планы компании держать такой темп еще пять-семь лет.

 Слияние инвестиций с компетенциями

Поворотной точкой стал конец 2014-го — девальвация рубля. До этого у «Барьера» было все хорошо — бурно росли внутрироссийские продажи. «Если вспомнить даже кризис 2008–2009 годов, то для нас это были успешные годы, двузначный рост, поскольку на тот момент пришлось лавинообразное развитие розничных сетей и мы начали работать с крупными ритейлерами», — вспоминает Игорь Мельников, генеральный директор «БВТ Барьер Рус». Развитие экспорта не входило в число приоритетов компании, тем более что на продвижение российского бренда на внешних рынках, занятых локальными или глобальными марками, потребовались бы серьезные инвестиции.

И тут картина мира поменялась. Все дело в том, что, как утверждают в компании, важным компонентом любого хорошего фильтра для воды является активированный уголь, а наиболее качественный уголь для этих целей получают из скорлупы кокосового ореха. Из-за девальвации рубля затраты на импортное сырье, которые занимают не последнее место в себестоимости фильтров «Барьер», вдруг значительно выросли. Возросла и роль экспорта, поскольку сопоставимая валютная выручка могла решить проблему валютных затрат.

В 2015 году «Барьер» стал частью международного холдинга, объединившись с австрийской BWT Group. В «БВТ Барьер Рус» подчеркивают, что это слияние, а не поглощение, благодаря чему у российской компании появился стратегический