Лизинг: рост без господдержки

Лизинг
«Эксперт» №14 (1070) 2 апреля 2018
2017 год для российского лизинга был вполне удачным, но основную роль в этом сыграла господдержка. В текущем году на эти программы будет выделено меньше денег, так что рост рынка замедлится

Прошлый год оказался для российского лизинга удачным, но надо понимать, что основную роль в этом сыграла господдержка автолизинга. Напомним, программа льготного лизинга в России была запущена в 2015 году, чтобы поддержать авторынок; ее суть сводилась к субсидированию части авансового платежа в размере 10% стоимости транспортного средства. При этом объем выделяемых государством денег все время рос: в 2015 году на субсидирование лизинга Минпромторгом было выделено 5 млрд рублей, а в 2017-м уже 10 млрд. Но с этого года объем господдержки начинает уменьшаться — так что, с большой вероятностью, в 2018 году мы увидим замедление темпов роста лизингового рынка. Так, недавно правительство рассмотрело вопрос выделения бюджетных денег на стимулирование производства в отраслях автомобилестроения и легкой промышленности. В числе прочего в этом году планируется выделить на стимулирование автолизинга 4 млрд рублей, а на стимулирование продаж автотранспорта физлицам — 3 млрд рублей.

«Семь миллиардов рублей пойдет на программы льготного кредитования и льготного лизинга транспортных средств, — сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. — Это поможет сохранить кредитные и лизинговые ставки на нормальном уровне, поддержать спрос на автомобили, что мы делали в последние годы. Рассчитываем, что в 2018 году в рамках такой программы будет продано не менее 50 с лишним тысяч единиц техники».

Низкая база и господдержка

Представители отрасли и эксперты позитивно оценивают 2017 год.

По данным «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса в 2017 году вырос на 48% и достиг 1,1 трлн рублей, превысив исторический максимум. Драйверами роста рынка выступили автолизинг и железнодорожный сегмент. Крупнейшим сегментом на рынке остается автолизинг, объем которого по итогам 2017 года вырос на 48% и составил 369 млрд рублей. Железнодорожная техника показала рост впервые с 2011 года за счет программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, к повышению спроса на новые вагоны. «Поддержку лизингу в целом оказал операционный лизинг, который по итогам года составил 21 процент от объема нового бизнеса, — добавляет ведущий аналитик по банковским рейтингам “Эксперт РА” Ксения Балясова. — Рост оперативного лизинга произошел преимущественно за счет крупных корпоративных сделок лидеров рынка с авиа- и железнодорожной техникой».

Директор группы банковских рейтингов агентства АКРА Александр Проклов отмечает важность роли предпринимательских ожиданий в лизинге: «В 2017 году рынок лизинга восстанавливался после спада и стагнации, которые он переживал в 2015 году и в начале 2016-го. Особенно быстрыми темпами восстанавливались такие сегменты рынка, как лизинг авиационной техники, автотранспорт и железнодорожная техника. В некоторых сегментах, например в лизинге автотехники, рост был связан не столько с улучшением экономической ситуации (оно было минимальным), сколько с исчерпанием краткосрочных пессимистических ожиданий со стороны предпринимателей».

Заместител