Утилизационное давление

Русский бизнес
Авторынок
«Эксперт» №14 (1070) 2 апреля 2018
Повышение утилизационного сбора на автомобили — очередная мера защиты от импорта. Однако на российском авторынке уже одержали победу внутренние производители, а усилившееся ценовое давление на импортируемые машины серьезно ограничит выбор покупателей
Утилизационное давление

С 1 апреля в России серьезно повышен утилизационный сбор на автомобили. Опубликованный накануне соответствующий документ стал неожиданностью для многих участников рынка. Повысить утилизационный сбор власти обещали и раньше, но говорили, что он увеличится незначительно, на 10–15%. Однако на самом деле ставку утильсбора в некоторых случаях взвинтили почти вдвое.

Утилизационный сбор на автомобили был введен в России в 2012 году одновременно со вступлением страны в ВТО. Его должны перечислять в бюджет при покупке как новых, так и подержанных автомобилей. Поначалу размер утилизационного сбора был вполне посильным: его базовая ставка для новых легковых машин составляла 20 тыс. рублей, для грузовиков или автобусов — 150 тыс. Однако хитрость заключается в коэффициентах, которые различаются в зависимости от типа автомобиля.

Так вот, коэффициент утильсбора с текущего месяца серьезно увеличен: на новые автомобили с объемом двигателя до одного литра он поднят на 16%, и теперь за такие машины нужно платить 33 тыс. рублей. Для автомобилей с моторами два–три литра коэффициент поднят на 49%, за них придется уплатить 126 тыс. рублей. Самое главное — на 90% взлетела ставка сбора на новые автомобили с моторами от одного до двух литров. Если раньше утилизационный сбор за них составлял 44,2 тыс. рублей, то сейчас подскочил до 84 тыс. И это при том, что данная категория автомобилей самая массовая на рынке.

Для подержанных машин ставки утилизационного сбора тоже выросли на 15–90%, по сути став запретительными. Если раньше кто-нибудь еще решался ввезти подержанный автомобиль из-за границы, то сейчас это стало совсем экономически неоправданно: за трехлетний автомобиль с двигателем объемом один-два литра помимо таможенных сборов придется дополнительно заплатить свыше 300 тыс. рублей утильсбора. 

Сомнительная экология

Согласно заявлению властей, цель повышения утилизационного сбора на автомобили — «создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов». Цель это, безусловно, благая. Страна задыхается от мусора и свалок, острота этой проблемы недавно проявилась, например, во время недавних событий в подмосковном Волоколамске. По идее, отжившие свой век автомобили тоже мусор, и его надо перерабатывать, на что и нацелен утилизационный сбор. Вот только проблема в том, что пока в России, увы, нет эффективных схем утилизации старых машин, и непонятно, каким образом будут распределяться собранные в качестве утильсбора деньги. «В России нет целевой программы утилизации автомобилей. Полученные от утилизационных сборов деньги идут в бюджет, где растворяются в общей массе и не идут конкретно на утилизацию», — констатирует Руслан Павлов, заместитель директора департамента продаж новых автомобилей ГК «Автоспеццентр».

Нельзя сказать, что в России утилизация автомобилей отсутствует вообще. Она есть, вот только эффективной системой это не назовешь. Дело в том, что сейчас утилизация личного автомобиля в России, по сути, добровольная процедура. То есть из