О каких-то жалких восьми триллионах

Разное
«Эксперт» №15 (1071) 9 апреля 2018
О каких-то жалких восьми триллионах

Высшая школа экономики и кудринский ЦСР опубликовали доклад «12 решений для нового образования», содержащий проект очередной образовательной реформы. Кудринцы тут приписаны больше по политическим соображениям, основные авторы доклада — гг. Кузьминов и Фрумин, виднейшие идеологи и продвигатели реформы предыдущей (на самом-то деле, длящейся). На реализацию предложенной авторами совокупности решений потребуется за шесть лет выделить из бюджета 4,6 трлн рублей. С учетом предполагаемых внебюджетных инвестиций сумма возрастает до 8,3 трлн рублей, что, на мой взгляд, совершенно поразительно. Нет, не сумма пугает: наше образование и впрямь остро недофинансируется — призывы добавить ему денег естественны; поражает другое. Новых денег на проведение в образовании новых реформ требуют те же самые люди, которые десятилетиями монопольно распоряжались в этой сфере и жёстко диктовали направления её бесконечного реформирования. Требуют, ни разу никаким образом не отчитавшись ни за результаты своей двадцатилетней реформы, ни, стало быть, за эффективность расходования истраченных за это время огромных денег. Такого вообще-то не бывает — ни в практике бизнеса, ни в делах государственных.

Сами-то реформаторы твёрдо уверены, что и с результатами, и с эффективностью у них полный порядок — в новом докладе об этом сказано в очередной раз; но огромная часть (кажется, что и большинство) педагогов придерживаются обратного мнения. Как ни строго контролируют реформаторы все публичные площадки, это не помогает. Стоит оставить даже тщательно отобранных для парадного форума, то есть заведомо вписанных в систему специалистов на пять минут без присмотра, они тут же пускаются бранить результаты реформирования отечественной школы. И добро бы клеветали и очерняли одни педагоги — кто их вообще слушает! Но за последнюю неделю категорически против стержня и средоточия вышкинской реформы, против ЕГЭ прямо и безоговорочно выступили и прежний, и нынешний президенты Академии наук, академик Сергеев и академик Фортов — это как? А никак. Выступили себе и наплевать. Мы просим — нет, мы требуем! — продолжения банкета. И править на этом банкете будем, само собой разумеется, снова мы — испытанные в боях модернизаторы и реформаторы. И очередными восемью триллионами будем рулить мы — кому же ещё, сами подумайте?

К сожалению, очень вероятно, что так оно всё и будет. У этих людей прекрасные шансы сохранить за собой роль идеологов и верховных судей образования — в частности и потому, что они грамотно зачистили поляну. Свободой конкуренции в нашем либеральном (по самоназванию) образовании давно уже не пахнет, никакие сколько-нибудь серьёзные разработки, альтернативные модернизационному мейнстриму, много лет не велись, да и сейчас не ведутся. И теперь реформаторы могут ласково поглядывать на нас поверх очков и безмолвно вопрошать: «Так кто же, если не мы, а? То-то».

По всему этому спорить с «12 решениями» страх как неохота: известно, как эти люди воспринимают критику — никак; собака лает — караван идёт.