Занять у искусственного интеллекта

Специальный доклад
НАСТУПЛЕНИЕ ФИНТЕХА
«Эксперт» №15 (1071) 9 апреля 2018
Микрофинансовые организации хотят быть самыми эффективными и технологичными — чтобы выдержать конкуренцию в условиях бурного роста рынка микрозаймов и ужесточения регулирования со стороны ЦБ. В этом им помогает анализ массивов данных о клиентах из соцсетей, от телекомов, платежных сервисов и даже от поисковиков

Рынок микрокредитов бурно растет: согласно исследованию RAEX, объем их портфеля за прошлый год составил 121 млрд рублей, или на 35% больше, чем годом ранее. В этом году рынок может вырасти еще на 20, а по оптимистичным прогнозам и на 40%.

 

При этом конкуренция на микрофинансовом рынке становится все жестче, а количество игроков постепенно сокращается. В условиях, когда микрофинансовым и микрокредитным компаниям приходится конкурировать и между собой, и с традиционными банкам, а регулирование со стороны ЦБ постепенно ужесточается, успех той или иной микрофинансовой организации (МФО) зависит в первую очередь от финтеха.

Клиент МФО имеет дело с мобильными приложениями и онлайн-кредитами. Уже давно никуда не нужно идти, чтобы получить деньги: практически все более или менее крупные МФО имеют тот или иной сервис, позволяющий сделать заявку не вставая с дивана — достаточно приложить скан паспорта. После одобрения деньги переводятся на карту. Естественно, рисковая и технологическая составляющие заложены в ставку микрозайма. Big data, машинное обучение и нейросети — это в основном та сторона, которая скрыта от глаз клиента МФО.

С дорогими займами — не в банки

Бурный рост рынка микрозаймов обусловлен двумя очевидными факторами. Во-первых, падают реальные доходы населения. В 2017 году, по данным Росстата, они снизились на 1,7% относительно 2016-го. Будет ли рост в этом году, неизвестно, хотя официальный прогноз —плюс 2,3%. Во-вторых, действия ЦБ по ужесточению банковского регулирования привели к тому, что банки все чаще отказывают рискованным заемщикам. К томе же последовательная санация банков, проводимая ЦБ в последние годы, резко уменьшила число кредитных организаций.

Дополнительно регулятор постепенно снижает повышенные коэффициенты риска, делая выдачу рискованных кредитов просто невыгодной для банков.

Получается, что необходимость где-то взять денег «до зарплаты» или на какие-то сиюминутные нужды у граждан только увеличилась, а вот возможностей получить такие займы стало меньше.

На момент написания этой статьи в реестре ЦБ находится 8781 МФО. Из них 2209 активных, 6572 исключенных. Здесь стоит подчеркнуть, что исключенные МФО совершенно не обязательно прекращают свою деятельность. В отличие от традиционных банков они могут уйти в серую зону и продолжить деятельность, усиливая и так немалую конкуренцию.

Высокоточное кредитование

Самое главное для МФО — выдавать займы быстро. Гораздо быстрее, чем банки, так как речь идет о меньших суммах и мало кто готов предоставлять 2-НДФЛ ради взятых в долг на неделю пары тысяч рублей. Это усложняет скоринг. Кроме того, как отмечает исполнительный директор МФК «Займер» Данил Шерстобитов, последние пять-семь лет рынок микрозаймов развивался благодаря PDL-сегменту (те самые займы «до зарплаты», pay day loans). Доход МФО с такого займа исчисляется сотнями рублей. Соответственно стоимость скоринговой проверки не может быть выше 100–150 рублей. Это исключает использование некоторых платных баз данных, например ЕГРН.

«Наш скоринг определяет ценность клиента»

В развитых странах микрофинансовые организации давно воспринимаются как технологическая платформа, помогающая людям, у которых есть деньги, одолжить их тем, кто в них нуждается. Отличные примеры такого рода — американские площадки Prosper и Lending Club, обороты которых исчисляются десятками миллиардов долларов. Мы ориентировались на их опыт, создавая в 2012 году первую в России систему моментального электронного кредитования, функция которой — выдавать займы в течение нескольких минут, в любое время суток, где бы ни находился клиент. Нам не надо видеть ни его, ни его паспорт. Все что нужно, — у человека должен быть доступ к интернету.

Сегодня каждый месяц Webbankir выдает займов почти на 350 млн рублей. При этом 96% решений принимаются системой автоматически, на основе анализа около 800 различных параметров. Это и данные, которые человек указывает о себе, и анализ его поведения на сайте, и информация из независимых источников, вплоть до профилей в соцсетях.

Каждый день только на сайте мы фиксируем более двух миллионов событий, которые пополняют нашу систему Big Data. Естественно, работа с таким колоссальным массивом данных требует очень серьезного подхода. На помощь приходят технологии машинного обучения и элементы искусственного интеллекта. По сути, мы являемся IT-компанией — каждый четвертый сотрудник Webbankir занимается разработкой.

Интересно, что, как правило, задачей скоринга считается определение вероятности дефолта. Однако не менее важно анализировать ценность каждого клиента, то есть сколько денег он может принести. Это позволяет компании обеспечивать хорошую операционную прибыль и быть привлекательной для инвесторов, в числе которых, например, российско-британский инвестфонд Supremum Capital.

Другое важное направление работы связано с повышением удобства сервиса для клиентов. Идея в том, что получить заем должно быть так же просто, как пополнить баланс мобильного телефона. И здесь, даже если кажется, что интерфейс идеален, процесс совершенствования бесконечен. Например, Webbankir первый и пока единственный в России стал выдавать деньги через чатбот в Telegram. Вы написали в мессенджере сумму, которую хотите получить, — и через минуту она упала на вашу карту.

Это принципиально иной сервис, чем банковское кредитование, когда клиенту необходимо явиться в офис, заполнить документы, а после ждать решения. Поэтому, по моим оценкам, наши аудитории пересекаются лишь на 10–15%. К банкам обращаются за более крупными суммами на относительно продолжительный срок, к нам — когда деньги нужны здесь и сейчас.

 

Андрей Пономарев, генеральный директор компании Webbankir