Иван Валентик: условия для развития лесной отрасли созданы

ЛПК , ЦБП, УПАКОВКА
ТЕНДЕНЦИИ ОТРАСЛИ
«Эксперт» №17-19 (1073) 23 апреля 2018
В ближайшее время в России должна быть принята стратегия развития лесного комплекса до 2030 года, в которой будут обозначены новые принципы ведения лесного хозяйства
Иван Валентик: условия для развития лесной отрасли созданы

О том, как стратегия может изменить систему лесопользования в России и повысить привлекательность отрасли для инвесторов, а также о создании законодательных условий для ее развития, «Эксперт» поговорил с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иваном Валентиком.

— Сейчас разрабатывается стратегия развития лесного комплекса (ЛК) до 2030 года, которая должна прийти на смену стратегии его развития на период до 2020 года. Зачем нужен новый документ?

— Предыдущая стратегия была принята десять лет назад и утверждалась совместными приказами Минсельхоза и Минпромторга. Мы считаем ее удачной в части как лесного хозяйства, так и лесной промышленности. Но жизнь обозначает новые вызовы и направления развития. Стратегия, утвержденная на уровне правительства России, повысит ее статус, станет обязательным законом не только для участвовавших в ее разработке ведомств, но и для Минфина и Минэкономразвития.

— Есть мнение, что новая стратегия формируется исходя из рыночного спроса на ту или иную продукцию ЛК, в то время как в предыдущем варианте этому уделялось недостаточно внимания.

Стратегия должна быть сбалансированным документом, содержащим перспективные направления развития двух отраслей: лесной промышленности и лесного хозяйства. Помимо экономических аспектов лесопользования должны быть учтены и экологические, и рекреационные, и эстетические.

Новый вариант стратегии, подготовленный Минпромторгом России, учитывает все наши предложения в части развития лесного хозяйства.

В ней отражены региональные особенности развития лесного комплекса, обозначены векторы развития таких инструментов увеличения экономического и экологического потенциала наших лесов, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов (ГИЛ), восстановление системы федеральной Авиалесоохраны, реализация модели интенсификации лесопользования и воспроизводства лесов, совершенствование федерального лесного надзора и надзора за исполнением переданных полномочий и другие.

В проекте стратегии нашли свое место цели укрепления противопожарного блока, борьбы с нелегальной заготовкой древесины и теневым рынком, развитие ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. Ожидается, что задача повышения экологической и социальной роли лесов перестанет быть декларативной, перейдя в разряд решаемой, приобретет осязаемые формы и поддержку на деле.

Для повышения экономической отдачи лесного хозяйства и лесных отношений предусмотрено совершенствование подходов к ценообразованию на лесные ресурсы, введение стимулов для комплексного использования древесины и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Учтены сценарные варианты развития лесного комплекса, ряд специальных вопросов развития лесного хозяйства. Например, развития лесной инфраструктуры, лесоустройства, осуществления ГИЛ и ведения лесного реестра, постановки лесных участков на кадастровый учет, дальнейшего развития ЛесЕГАИС и «ИСДМ-Рослесхоз», адаптации к изменениям климата и реализации Парижского соглашения, технологической