Отрезали руку

Главная новость
«Эксперт» №17-19 (1073) 23 апреля 2018

Императору Петру Великому приписывают слова, что государь без флота имеет только одну руку. Прошедшая неделя наглядно продемонстрировала правоту этих слов и для торгового флота. Как выяснилось, без него полноценного суверенитета не получается.

Напомним, что крупнейшие операторы морских контейнерных перевозок отказались от сотрудничества с российскими компаниями, попавшими в санкционный список США.

Базирующаяся в Дании Maersk сообщила, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подсанкционным компаниям. Фактически это означает отказ от сотрудничества. Ситуация особенно примечательна тем, что еще в 2016 году Maersk и российский производитель алюминия «Русал» (один из основных фигурантов последнего американского санкционного списка) заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Но как оказалось, перед лицом Госдепа США никакие соглашения с западными партнерами силы не имеют.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) также объявила о намерении разорвать отношения с российским компаниями, попавшими под американские санкции.

В компании утверждают, что она «ведет внимательный мониторинг всех санкционных мер, введенных правительством США… MSC немедленно дала инструкции агентствам по всему миру не заключать какие-либо новые контракты с участием лиц, названных США в соответствии с санкционной программой». Кроме того, компания «пересматривает также нынешние деловые отношения, чтобы проверить, не затронуты ли они этими последними поправками, в соответствии с графиком, установленным правительством США».

На эти две компании приходится свыше 42% мировых морских контейнерных перевозок. И в перспективе ситуация с такими перевозками может стать еще хуже: в целом западные операторы контролируют сейчас до 90% рынка. Поскольку здесь преобладает практика долларовых платежей, а США в силу размера их потребительского рынка имеют огромное значение для контейнерных перевозок, к тесному кругу «отказников» могут присоединиться и другие западные морские контейнерные операторы.

В связи с проблемами на море появились определенные трудности и на суше. Гендиректор «Трансконтейнера» (эксклюзивного партнера алюминиевой компании по железнодорожным контейнерным перевозкам на экспорт) Петр Баскаков уже отметил снижение объемов погрузки продукции «Русала»: «Они пока не знают, что происходит, поэтому все перевозки приостановлены. Из трех тысяч контейнеров в месяц мы перевезли около семисот. Пока объемы перевозок в экспортном сообщении приостановлены».

Сам по себе демарш контейнерных операторов для «Русала» не слишком критичен. Объем контейнеризованного грузопотока компании через ту же Maersk оценивался на уровне 10 тыс. контейнеров в год, как правило в восточном направлении: от заводов в Сибири к портам Дальнего Востока. В массовом выражении это не более 150 тыс. тонн при общем объеме экспорта компании порядка 3 млн тонн в год.

К тому же «Русал» уже ведет переговоры с китайцами с целью обсуждения возможности покупать у них глинозем и продавать