Золотая родословная

Русский бизнес
ГЕНЕАЛОГИЯ
«Эксперт» №17-19 (1073) 23 апреля 2018
Поиск родословной обходится в сотни тысяч рублей. А гарантии качества работы на сером рынке генеалогии дают единичные бренды
Золотая родословная

С Иосифом Сталиным мой прапрапрадед*, бакинский купец Петр Исаевич Багиров, был в наитеплейших отношениях — в начале прошлого века помогал будущему советскому вождю с организацией подпольных типографий в Закавказье. В 1918 году, спасаясь от Гражданской войны, по дороге в эмиграцию подхватил тиф и умер. Прадед по отцовской линии, Ашот Яковлевич Балаян, служил старшим лейтенантом интендантской службы и начальником полевой кассы Госбанка СССР. В свое время инициировал знаковую реформу в армии и добился внедрения системы безналичных расчетов. За эти и другие достижения был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Мне повезло откопать эти данные: на всемирно известном генеалогическом сайте MyHeritage нашлось чужое древо с общими для моей семьи родословными ветками. Это самый малозатратный способ узнать свои корни, но есть нюансы. Годовая подписка с полным пакетом опций обойдется примерно в сто долларов, а информации по России пока немного. За полноценной историей своих предков придется самостоятельно идти в архивы либо довериться профессиональным поисковикам.

Рынок генеалогических исследований в России только начинает формироваться, но растущая динамика спроса очевидна. В месяц пользователи «Яндекса» и «Гугла» делают около двух миллионов запросов по этой теме. Времена, когда фактурные ребята в малиновых пиджаках правдами и неправдами искали голубую кровь в своих семейных древах, уходят в прошлое. Хотя тщеславие и сегодня сильный мотиватор. Как и корыстный интерес: участники программ репатриации ищут «правильные» корни, дальние родственники доказывают право на наследство, некоторые страны дают шанс на реституцию. Активны и мигранты разных поколений, желающие сохранить связь с Родиной или просто поностальгировать.

Несколько лет назад обозначился новый тренд: у самых обычных россиян появился интерес к истории своей семьи, который базируется не на меркантильной, а на ценностной почве. Случайно или нет, но эта волна совпала с патриотической консолидацией нации после возвращения Крыма, с возрастающей популярностью «Бессмертного полка», с робкими попытками осознать национальную идентичность. «Был у меня клиент в 2012 году. Узнав, что его предки были старообрядцы, он полностью восстановил старообрядческий храм в Омске. Просто так, от чистого сердца», — делится опытом директор омского генеалогического центра «Связь поколений» Юлия Ефремова. В последнее время клиент молодеет, в основной массе заказы делают люди от 29 до 39 лет.

До трети всех крупных заказов составляют генеалогические истории в подарок, из серии уникальных вещей на юбилей людям, «у которых уже все есть». Удовольствие недешевое, так что среди клиентов в основном предприниматели, топ-менеджеры, политики, люди из шоу-бизнеса. Стоимость одной родовой линии может доходить до нескольких миллионов рублей. А начинаться — с нескольких десятков тысяч. Но здесь легко попасть на мошенников и дилетантов. Дело в том, что мало кто может гарантировать качество поиска и результата. Часто в

Отчет тайного покупателя

Мы связалась с каждым из агентств под видом клиента, чтобы разузнать больше об их деятельности. Первое, что сразу бросилось в глаза, — отсутствие полной информации на некоторых сайтах. К примеру, у агентства «Ваше родословие», научного центра историко-генеалогических исследований «Редкий элемент» и центра сохранения истории «Семейная летопись» веб-страницы не содержали никакой информации о ценах, отчего было сложно сориентироваться и возникали подозрения о нефиксированном характере оплаты. В целом многие сайты выглядели запущенными, содержали устаревшую информацию, а дизайн остался на уровне 1990-х годов.

В основном компании исследуют архивы на территории России и постсоветского пространства. Однако некоторые агентства работают не только с ближним зарубежьем. Например, эксперты из агентства «Семейная реликвия» сотрудничают с коллегами из Южной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. А сотрудники «Проекта Жизнь» работают с Европой, США и Израилем.

Различались компании и по уровню сервиса и отношению к клиенту. К примеру, в генеалогическом агентстве «Литера Ру» эксперт подробно ответил на все вопросы, а в агентстве «Редкий элемент» специалист даже прочитала любопытную лекцию об экономических крестьянах. Сотрудники «Семейной реликвии» в конце разговора предложили направить подробную информацию о ценах и услугах на электронную почту. Были и агентства, которым второй раз звонить уже не хотелось.

Что касается спектра услуг, то у всех компаний в среднем сегменте рынка он примерно одинаков: родословный аудит, генеалогическое исследование одной или нескольких родовых линий и книга-энциклопедия семейной истории «под ключ». Но были у компаний и свои «фишки». Например, Международное генеалогическое агентство (МГА) находит и возвращает семейные реликвии, а основатель компания «Литера Ру» Алексей Коноплев лично ведет раскопки, находит карты двухсотлетней давности, а затем соотносит их с современной территорией и вносит данные в устройство навигации.

Помимо коммерческой деятельности некоторые компании занимаются развитием и популяризацией отечественной генеалогии. Так, в 2016 году МГЦ открыл Школу практической генеалогии, а Дом семейных традиций «Кристиан» организовал работу детского музея, в котором ребята в творческой атмосфере учатся познавать историю своей семьи.