Драконы с хорошим аппетитом

Международный бизнес
РУССКИЕ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Российским компаниям придется сильно постараться, чтобы завоевать рынки Юго-Восточной Азии: российский импорт туда до сих пор состоит в основном из сырья и в лучшем случае сельхозпродукции, зато страны региона уже поставляют в Россию продукцию высоких переделов
Драконы с хорошим аппетитом

Круглая плотная маска на рот и нос, шлем, очки, часто — куртка с капюшоном и фартук. Таково снаряжение водителя во Вьетнаме. До сих пор основные средства передвижения в стране — велосипед и мопед. В Хошимине и Ханое в часы пик миллионы мопедов заполняют улицы, на них едут рабочие и офисные барышни, целые семьи с несколькими детьми, на них же везут грузы и используют как такси. По уровню автомобилизации Вьетнам плетется в хвосте большинства стран — менее 20 (!) автомобилей на тысячу жителей. Налог на импортный автомобиль может доходить до 60% его стоимости, в стране есть несколько сборочных производств, открытых японскими, американскими и другими концернами, но по сравнению с другими странами рынок можно считать практически пустым. Неудивительно, что проникнуть на него мечтают все автопроизводители, в том числе российские. Однако разговоры о создании российско-вьетнамского автомобильного СП ведутся третий год, и, несмотря на присоединение Вьетнама к ЕАЭС, о прорыве говорить пока не приходится.

Вьетнам — один из перспективнейших рынков практически для всех наших отраслей, от тяжелой промышленности до аграриев и небольших инновационных компаний. И сам по себе, и как часть содружества АСЕАН. Но завоевать Юго-Восточную Азию нашим экспортерам будет непросто.

Новые драконы подрастают

Сейчас в Юго-Восточной Азии идет активное развитие стран — так называемых азиатских драконов второй волны. Напомним, «драконами» первой волны были в 60-70-е годы прошлого века Южная Корея, Япония, Тайвань и Гонконг.

Участники второй волны — члены АСЕАН (см. карту). В общей сложности в них сейчас проживает более 620 млн человек, совокупный ВВП стран — членов АСЕАН составляет 2,6 трлн долларов (данные за 2016 год), внешнеторговый оборот — 2,5 трлн долларов. Для сравнения: в Евросоюзе проживают 512 млн человек, а ВВП региона — 16,4 трлн долларов. Зато темпы роста экономик стран АСЕАН превышают среднемировые.

Одна из ведущих экономик блока АСЕАН — Таиланд, в представлении русского человека — страна туризма и пальм. Однако туризм далеко не ведущая отрасль экономики Таиланда, более 40% в структуре ВВП этой страны занимает промышленность. Еще около 10% дает сельское хозяйство. При этом промышленность Таиланда достаточно высокотехнологична, главные экспортные статьи — электроника и автомобили, кроме того, машины и оборудование и продукция нефтехимии.

Таиланд воспользовался всеми своими конкурентными преимуществами: уникальным географическим положением — в центре Юго-Восточной Азии, близостью моря и дешевым трудом. С ориентацией поначалу на рынки АСЕАН, а после и на мировые рынки Таиланд стал крупнейшим экспортером продукции с высокой добавленной стоимостью. Этим же путем шли Япония и Южная Корея, перед тем как стать развитыми экономиками.

Инфраструктура в Таиланде развита прекрасно. Энергетический сектор страны держится на газовой генерации (60% в выработке электроэнергии). Таиланд добывает на своих шельфовых месторождениях до 40 млрд кубометров газа ежегодно, и это одна из ведущ