Еще не девятый вал

Специальный доклад
РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ОЭЗ
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Стабильный рост интереса инвесторов к индустриальным паркам с точки зрения как инфраструктурных, так и производственных вложений, еще не предел успеха. В ближайшем будущем можно ожидать рывка в развитии отрасли

«Работа над этим законопроектом только начата, говорить что-то конкретное пока рано. К сожалению, на ваши вопросы в настоящее время ответить не сможет, наверное, никто…» — так в управляющей компании одного индустриального парка прокомментировали готовящийся в Минэкономразвития проект программы государственной поддержки развития отрасли. На самом деле, как стало известно от одного из участников рабочей группы, законопроект уже готов и в июне будет принят правительством. Но можно понять и нашего респондента, окутавшего тему покровом тайны. Дело в том, что в проекте предложено направить на финансирование индустриальных парков 52 млрд рублей до 2024 года — это почти в шесть раз больше, чем было выделено в предыдущее шестилетие (девять миллиардов). Субсидии смогут получить примерно 200 новых парков (напомним, что сейчас их в России 166). Для участников рынка это почти фантастика. Однако заветную цифру еще не утвердил Минфин, и игроки боятся неосторожным словом спугнуть удачу.

Впрочем, сказанное не означает, что промплощадки не способны развиваться без массированной государственной помощи. Напротив, новый законопроект, скорее, призван закрепить уже достигнутые отраслью высокие темпы роста. Имеется в виду удвоение за пять лет числа самих парков (с 80 в 2013 году до 166 в 2017-м), количества резидентов (с 958 до 2121), инвестиций в инфраструктуру (с 87 млрд рублей до 176 млрд), производственных площадей (с 3,4 млн кв. м до 7,7 млн). Что касается инвестиций в производство, то их объем вырос втрое (с 235,5 млрд рублей до 725 млрд), причем, как утверждают в Ассоциации индустриальных парков России (АИП), это самая консервативная оценка (не все инвесторы публикуют эти данные). В реальности же этот показатель увеличился примерно в пять раз.

Добавим ряд трендов, характеризующих качество роста индустриальных парков. К ним относится, например, опережающий рост вложений в инфраструктуру по отношению к росту площади (последняя увеличилась лишь в 1,4 раза), стабильное все пять лет соотношение вложений в инфраструктуру и производство (если исходить из реальной оценки последних) — один рубль к семи. Об устойчивом положении индустрии также говорит ежегодный 20-процентный прирост числа действующих парков на фоне неизменного числа создаваемых площадок — около 50. То есть постепенно увеличивается доля действующих парков в составе отрасли.

Помимо пятилетних итогов обращает на себя внимание отдельный результат 2017 года, когда ряд показателей промпарков вырос беспрецедентно: на 42 млрд рублей (31%) — инвестиции в инфраструктуру и на 140 млрд рублей (30%) — в производство. Производственные площади расширились в полтора раза, на 2,5 млн кв. м. Стоит подчеркнуть и резкое увеличение пула частных парков, оставивших далеко позади государственные (91 против 75). Благодаря этому была преодолена тревожная тенденция предыдущих лет — рост доли государственных парков, приблизившейся в 2016 году уже к 50%. А поскольку одной из причин наплыва частников стало уменьшение в последние два

Поможем найти всё — от площадки до поставщиков сырья

О методах привлечения инвесторов в индустриальные парки и особые экономические зоны рассказывает Денис Журавский, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России.

 

Какими инструментами, облегчающими приход инвесторов в индустриальные парки, располагает ваша ассоциация?

— Первое — это качественная аналитика условий локализации производства в России, потому что в деловых кругах, в России и за рубежом, информации об этом недостаточно. Компании не всегда понимают, где и какие есть преференции, как выбрать площадку, построить завод. Мы в ассоциации собрали уникальный коллектив узкоспециализированных экспертов, которые помогают инвесторам во всем этом. Мы готовим справочники об индустриальных парках, по подключению к инженерным сетям, практикам промышленного проектирования и строительства. Второе, чем мы занимаемся, — продвижение информации о местах и условиях размещения производства, такой коллективный маркетинг.  

— Как именно это происходит?

— Мы, например, оказываем всем инвесторам в России бесплатную услугу по подбору площадки для размещения производства. Когда компания подает нам заявку, мы просто направляем ее всем членам ассоциации, которая объединяет все промпарки и ОЭЗ. Эффективность этого уникальна: за счет как бы нажатия одной кнопки компания в течение нескольких дней получает со всей страны предложения об условиях размещения. Могу привести пример. Мясокомбинат в Калининградской области на фоне роста аграрного сектора решил открыть второе производство в другой части страны. Без нашей помощи им пришлось бы перебирать самостоятельно массу вариантов, да и как им узнать, куда лучше идти — в Московскую область, Тверскую или Рязанскую? А с нами они за неделю подобрали подходящую площадку. Другой случай: производитель текстиля, имеющий производство в Москве, в конце августа прошлого года обратился с запросом найти площадку для второго предприятия и в течение двух недель получил двадцать пять коммерческих предложений из разных регионов. А до этого у них было только три варианта. Единственное, на что им пришлось потратить дополнительное время, — это изучение всех предложений с точки зрения логистики. Уже в январе 2018 года они выбрали предложение от Корпорации развития Тульской области и подписали договор аренды помещения в городе Узловая, то есть на все ушло четыре месяца.

Несмотря на то что этот сервис мы запустили совсем недавно, он пользуется спросом. Дело в том, что подбор площадки требует серьезной квалификации. Одна только заявка на размещение производства — это табличка, содержащая примерно 60 строчек, куда должны быть вписаны сложные технические параметры предприятия, и, чтобы оперировать ими, необходимо обладать специальными, инженерными знаниями. Поэтому компании зачастую обращаются для этого к специалистам. 

— Иностранных инвесторов вы тоже бесплатно консультируете?

— Да. Вот даже один экзотический случай могу рассказать. Речь идет о японском инвесторе. Когда мы им предложили подобрать площадку по их техническим требованиям, они сказали, что им этого недостаточно, а нужно еще найти… сырье. Они будут строить завод по производству облицовочных панелей для зданий, а эти панели состоят из четырех компонентов, и им требуются местные поставщики, причем с хорошим качеством продукции. Мы сделали рассылку всем членам ассоциации: «Кто заинтересован получить такого крупного инвестора, пожалуйста, в своем регионе подберите ему поставщиков сырья». И вот, сейчас у нас в офисе одна комната завалена образцами клинкерного цемента, целлюлозы и еще двух компонентов. На днях логистическая компания эти образцы заберет, доставит в Японию на действующее предприятие нашего потенциального инвестора, и там выпустят из них конечную продукцию. Только после этого японцы перейдут к выбору индустриального парка. 

— Как вообще вы работаете с иностранцами, есть отличия от российских компаний?

— Принципиальных отличий нет. Ассоциация создала и продвигает зонтичный бренд «Индустриальные парки России», и он помогает нам работать с любыми инвесторами. В частности, мы проводим зарубежные бизнес-миссии, чтобы донести информацию об условиях размещения производства в России до бизнес-сообщества других стран. Наше ноу-хау заключается в том, что мы находим в каждой стране партнера в лице какой-либо бизнес-ассоциации, членами которой являются промышленные компании. Иногда это универсальные бизнес-ассоциации, как Korea International Trade Association (KITA), объединяющая 72 тысячи членов — весь корейский бизнес. Но, проводя мероприятия в Сеуле, мы просим KITA приглашать только производственные компании и не звать консультантов, банкиров, риелторов, так что в итоге получаем очень качественную аудиторию. Кстати, в России мы работаем с производственным бизнесом тоже через отраслевые ассоциации: проводим круглые столы, обучающие семинары, конференции. 

— Используете ли вы опыт зарубежных индустриальных парков?

— Мы изучали международный опыт на начальном этапе создания ассоциации, но использовать его нелегко. Причина в том, что мы находимся на разных исторических этапах развития промышленной инфраструктуры. Россия проходит этап создания промпарков, а, например, Япония на этом этапе находилась шестьдесят лет назад. Западная Европа последние лет двадцать-тридцать тоже не строит новых заводов, поэтому для нас релевантен их опыт, скорее, пятидесятилетней давности. Зато в развивающихся странах мы видим хорошие примеры и многое заимствуем. В то же время в России намного выше уровень государственной поддержки промпарков, и это тоже связано с тем, на какой стадии развития мы находимся: здесь это остро необходимо.

— Насколько эффективна государственная поддержка промышленных площадок и в каком направлении ее следует развивать, по-вашему?

— Система господдержки появилась за последние пять лет, во многом по инициативе и при непосредственном участии нашей ассоциации. С одной стороны, эта система очень развита по сравнению с другими странами, но с другой стороны, она еще очень новая, поэтому сейчас трудно что-то добавить. Есть одна вещь, которой мы будем дальше добиваться, — это равный доступ к субсидиям для частных и государственных парков. Пока, к сожалению, происходит перекос в сторону поддержки государственных проектов, хотя количество на рынке тех и других примерно одинаковое. Возникает вопрос: если есть частные инвесторы, готовые вложить свои деньги в создание инвестпроводящей инфраструктуры, зачем государству строить то же самое, а потом еще и поддерживать? Это было бы логично в некоторых регионах, где частный инвестор просто не сможет сделать индустриальный парк из-за низких цен на недвижимость. Такая ситуация в свое время была в Калуге, Ульяновске, и там сейчас уже показывают блестящие результаты государственные парки. Но в общем случае доступ к господдержке у частных и государственных парков должен быть равным.

 

ФОТО ЖУРАВСКОГО