Как запустить розничный движок

Русский бизнес
Ритейл
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Владелец торговой марки «Зорька и Милка» Юрий Аронов строит платформу для мелких лавочников. Новый формат позволяет малому бизнесу активно развиваться и конкурировать с крупными ритейлерами
Как запустить розничный движок

Предприниматель, блогер и многодетный отец Юрий Аронов создает бизнес-модель мелкоформатной продовольственной розницы, которая позволяет небольшим предпринимателям конкурировать с крупными розничными игроками. Шесть лет назад он открыл в Москве свой первый магазин «Зорька и Милка», в котором продавал натуральную молочную продукцию от мелких производителей, но понял, что в одиночку справиться со всеми вопросами организации такой розницы сложно. Второе дыхание магазины «Зорька и Милка» обрели три года назад, когда Аронов детально изучил международный опыт и вернулся в проект: «Я увидел, что в европейских странах малый бизнес представлен в основном в малоформатной рознице. Небольшой предприниматель не может себе позволить открыть современный гипермаркет или супермаркет, но этого и не требуется, чтобы быть успешным. Однако в одиночку магазины нового типа не построишь — нужны закупщики, маркетологи и прочее, поэтому на базе наших розничных точек я решил объединить малых предпринимателей под единой торговой маркой, чтобы развиваться вместе и эффективнее».

На руку предпринимателю играет и выбранная им ниша — магазины сети «Зорька и Милка» специализируются на реализации продуктов из натуральных ингредиентов (без консервантов, усилителей вкуса и т. д.). Сегодня тема здорового питания в моде. Поэтому, например, такие розничные сети, как «Вкусвилл» и «Мясновъ», уверенно растут, поскольку сумели выделиться своим «натуральным» направлением на фоне крупных розничных игроков. Как подчеркивает Юрий Аронов, магазины сети «Зорька и Милка» отличаются от конкурентов — у них меньше торговая площадь, но собирают они на ней уникальную продукцию малоизвестных производителей.

Новые магазины сети «Зорька и Милка» открываются благодаря схеме расширенного франчайзинга — компания дает «в аренду» предпринимателям свою торговую марку, осуществляет доставку продукции в магазины, помогает с выбором ассортимента и недвижимости под магазин, с его оснащением, решает текущие организационные проблемы. За это компания получает от предпринимателей разовый взнос в размере 400 тыс. рублей и ежемесячные отчисления в 10 тыс. рублей с магазина.

Количество новых партнеров сети постоянно растет. По расчетам Юрия Аронова, в ближайшие два года у компании будет порядка ста магазинов (сегодня их 31). В Российской ассоциации франчайзинга не сомневаются в подобной динамике, ведь последние семь лет отечественный франчайзинг показывает стабильную динамику развития — до 15% ежегодного прироста числа предприятий. Сейчас в нашей стране насчитывается более 50 тыс. франчайзи и более 1300 брендов, 65% из которых — российские концепции. Причем наибольшей популярностью среди франшиз пользуются проекты, рассчитанные именно на малый бизнес.

В магазине как дома

На данном этапе в команде «Зорька и Милка» более 20 собственников, которые имеют свои розничные точки. К ним постоянно добавляются новые франчайзи, кто внес паушальный взнос, но пока еще не открыл свои магазины. У Юрия Аронова собственных магазинов не