Уголек врозь

Специальное обозрение
Уголь
«Эксперт» №21 (1075) 21 мая 2018
Дефицит высокоценных марок коксующихся углей стимулирует металлургов двигаться к угольному самообеспечению

Как известно, основу черной металлургии составляет доменное производство. А доменной печи нужен кокс, изготавливаемый из коксующихся углей. В среднем на выплавку тонны чугуна требуется около 450 кг кокса. По данным Росстата, в России в 2017 году было произведено 52,2 млн тонн чугуна и 28 млн тонн кокса. Исходя из объема производства кокса и учитывая, что часть угля поступает на коксование минуя стадию обогащения, ежегодные потребности отечественной коксохимической промышленности можно оценить в 60–65 млн тонн коксующегося угля.

Формально все хорошо и необходимые потребности перекрываются с лихвой: объем добычи коксующихся углей в России по итогам 2017 года составил 88,6 млн тонн. На деле не все так гладко.

«В России по-прежнему сохраняется дефицит ценных марок коксующихся углей — К, КО, ОС, Ж, — рассказывает вице-президент по стратегии и коммуникациям Промышленно-металлургического холдинга (ПМХ) Сергей Фролов. — Дефицит вынуждает коксохимические предприятия использовать в шихте менее ценные марки угля, что негативно отражается на качестве кокса, прежде всего на его механической прочности. Если нехватка угля марки Ж может быть частично преодолена за счет наращивания добычи более распространенной марки ГЖ, то дефицит К, КО и ОС не может покрываться углями других марок. Диспропорции в объемах запасов и темпах добычи приводят к ускоренной отработке углей коксовой группы, что в долгосрочной перспективе может привести к еще большему их дефициту».

В России почти две трети всей добычи коксующихся углей сейчас контролируется металлургическими холдингами. Исключение пока что составляет лишь НЛМК, которая владеет участком Усинского месторождения, но не спешит с его разработкой. В октябре 2016 года президент НЛМК Олег Багрин заявлял, что рост цен на уголь не имеет долгосрочной и фундаментальной основы, поэтому компания «продолжает проводить оптимизацию усинского проекта и не имеет планов по его немедленному запуску».

Тем не менее такая позиция для российской металлургии нетипична. Как отмечает Сергей Фролов, «металлургические холдинги нацелены в первую очередь на обеспечение ценными марками углей собственных производств. В конкуренции за товарный уголь участвует также экспортное направление, поэтому, несмотря на видимый избыток добычи коксующихся углей, часть отечественной металлургии испытывает дефицит качественного сырья».

Подстраховались

Вообще, в ПМХ отмечают, что в текущей рыночной ситуации одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности металлургических компаний становится увеличение самообеспеченности сырьем. Наличие собственной сырьевой базы позволяет меньше зависеть от волатильности рынков сырья и оставлять добавленную стоимость в периметре компании.

ПМХ сейчас полностью обеспечен собственным коксом, который выпускается на кемеровском «Коксе». На предприятии запланирована масштабная реконструкция коксовых батарей, которая позволит увеличить срок их службы, а также повысить качественные характеристики продукции, прежде всего горячую проч