Финский ценник на рязанской заправке

Повестка дня
«Эксперт» №22 (1076) 28 мая 2018

За неполные два месяца с начала апреля бензин в России подорожал на два с лишним рубля, или на 5,7%. Причем в мае в ряде регионов моторное топливо в рознице прибавляло в цене 4–5% за неделю.

Ценовое ралли вызвало серьезный резонанс в обществе, в очередной раз поставив вопрос: отчего Россия, будучи одним из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти, регулярно сталкивается с подорожанием топлива? Дело дошло до того, что правительство решилось на беспрецедентный шаг — снизить акцизы на бензин (в последние годы акцизы на нефтепродукты только повышались, с 2011-го в общей сложности в три раза). Однако даже снижение акциза, по экспресс-оценке нефтяников, приведет лишь к стабилизации розничных рублевых цен на бензин, но не к их снижению. Почему?

Дело в том, что внутрироссийское ценообразование на моторное топливо определяется принципом нетбэк — пересчетом в рубли экспортных цен. Россия отправляет на экспорт от 45 до 51% всей добываемой нефти. А это значит, что российский рынок топлива оказывается в зависимости от экспортных амбиций и аппетитов нефтяных компаний.

Если пересчитать внутренние розничные цены на бензин в валютный эквивалент, то мы увидим, что долларовая цена бензина сегодня ниже, чем в начале года (см. график), и именно заметная девальвация рубля в середине апреля сделала неизбежным повышение рублевых цен. Как отмечают аналитики, при существующем соотношении цен отправка на экспорт приносит на тонну порядка семи тысяч рублей дополнительного дохода по сравнению с работой на внутреннем рынке. Но страдают от этого несырьевые отрасли и рядовые граждане России, которые зарабатывают и тратят в рублях. Сложившаяся система препятствует экономическому росту и консервирует сырьевую ориентацию национальной экономики.

Понятно, что это лечится только государственным регулированием. Каким образом можно решить эту проблему, «Эксперт» рассмотрит в одном из ближайших номеров.