Пришла к независимости

Русский бизнес
ИННОВАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
«Эксперт» №23 (1077) 4 июня 2018
В условиях развала отраслевой науки компания «Транснефть» создала собственную систему разработки и внедрения в производство новых технологий и оборудования. Для этого ей приходится строить заводы, но компания теперь не зависит от импортных поставок
Пришла к независимости

Зависимость предприятий российского топливно-энергетического комплекса от зарубежных поставок технологий и оборудования высока. После введения санкций доля импорта в целом по отрасли сократилась с 60 до чуть более 50%. Ограничения, наложенные на получение российскими компаниями зарубежных технологий и оборудования, активизировали программы импортозамещения. По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, к 2020 году доля импорта в российском ТЭКе снизится до 40%. Как считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль, оптимальной целью было бы достичь соотношения 80 на 20% в среднем по отрасли.

Вместе с тем уже сегодня уровень импортозамещения в «Транснефти» значительно выше не только сложившегося в отрасли, но и превосходит целевой показатель.

Конкретные цифры назвал глава «Транснефти» Николай Токарев в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным: «На сегодня в России производится 93 процента необходимого нам оборудования, которое мы закупаем. Программа предусматривает доведение этого показателя до 97 процентов через два года, в 2020 году. И мы его реально выполним, потому что результаты НИОКРов есть, они нас обнадеживают».

И деньги, и идеи — наши

Успехи «Транснефти» в деле импортозамещения связаны не только и не столько с щедрым финансированием, сколько с вовремя и правильно отстроенной системой научной деятельности, которая нацелена на инновации.

Компания «Транснефть» была создана в 1993 году на базе активов Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть). В СССР традиционно научная работа велась в специализированных учреждениях, действовавших в интересах всей отрасли.

Но в 1990-е отраслевая наука, которая была главным поставщиком новых технологий и оборудования для промышленности, деградировала. Институты закрывались, сотрудники оказывались на улице.

Для «Транснефти» профильными учреждениями были Всероссийский научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспортировке нефти и нефтепродуктов (ВНИИСПТНефть) и Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов (ВНИИСТ). В начале 1990-х ВНИИСПТНефть был преобразован в Институт проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР) и перешел в ведение Академии наук Республики Башкортостан, сосредоточившись на академической деятельности и перестав выполнять функции отраслевого института. ВНИИСТ, в свою очередь, с середины 1990-х развивался как инжиниринговая компания, оказывая услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса. В результате заниматься научным обеспечением трубопроводного транспорта стало просто некому. Компании пришлось взять процесс в свои руки.

«Научная деятельность у нас была всегда, — рассказывает Анатолий Сощенко, начальник управления инновационного развития и НИОКР ПАО “Транснефть”. — И еще когда не было даже разговора ни о каких санкциях, мы от 10 до 30 процентов работ делали именно по программам импортозамещения. Эта была последовательная, традиционная политика.