Booking.com держит рынок

Русский бизнес
ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ
«Эксперт» №24 (1078) 11 июня 2018
Деятельность Booking.com в России пока не будет ограничена, но попытки повлиять на работу сервиса свидетельствуют о нарастающем недовольстве российских компаний партнерством с этим сервисом. Тем не менее отказаться от работы с ним они не готовы
Booking.com держит рынок

В конце мая Министерство культуры передало Федеральному агентству по туризму (Ростуризм) поручение разобраться, стоит ли ограничивать деятельность электронного сервиса бронирования Booking.com на территории России. Речь шла о том, чтобы ввести ограничения на бронирование на территории России через Booking.com номеров в российских гостиницах. То есть в случае введения подобного рода ограничений россияне смогли бы бронировать через сервис гостиницы в других странах, так же как иностранные гости имели бы возможность забронировать номера в наших гостиницах, находясь за рубежом. Но забронировать отель, находясь в России, уже было бы нельзя. Ограничение в первую очередь ударило бы по россиянам, которые в последние годы все больше предпочитают бронировать номера в обход туроператоров, что последним невыгодно.

Туроператоры и выдвинули инициативу ограничить работу Booking.com: в Минкультуры с таким предложением обратился руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович, который предложил сделать это в качестве ответной меры на антироссийские санкции. Подобное ограничение некоторые отечественные туроператоры предлагали применить и к другим сервисам бронирования — TripAdviser и Airbnb. По мнению авторов инициативы, ограничение работы этих иностранных компаний, вступи оно в силу, позволило бы освободить место для альтернативных отечественных проектов — российских сервисов бронирования и тех же туроператоров.

Получив поручение Минкультуры, Ростуризм незамедлительно дал ответ — краткий, но емкий: ведомство не обладает компетенцией ограничивать деятельность сервиса и вообще против такой меры в отношении Booking.com, «поскольку он востребован российскими гражданами, которые активно пользуются его возможностями для организации самостоятельных турпоездок по стране и за рубеж».

Правила для всех

Ряд туроператоров считает, что с появлением Booking.com они потеряли значительную часть клиентов, а ограничение деятельности сервиса позволит им привлечь клиентов, прежде всего индивидуальных туристов. Однако эксперты считают это убеждение ошибочным. «Для туроператоров выигрыш от ограничения работы сервиса неоднозначен: те пользователи, которые привыкли к такой системе, просто перейдут на другие системы бронирования», — считает Алексей Мусакин, генеральный директор управляющей компании Cronwell Management.

С ним согласна и Елена Лысенкова, генеральный директор консалтинговой гостиничной компании Hospitality Income Consulting: «Туроператоры — инициаторы ограничения ничего не выиграют от этого. Люди уйдут на другие онлайн-платформы, потому что продукт туроператоров — определенного формата, который многим частным клиентам просто не нужен».

Вероятнее всего, потеря клиентов туроператорами связана с рядом факторов, а не с выходом на рынок одного конкретного игрока. «В России приход Booking.com совпал с активным развитием интернета и изменением структуры потребительских предпочтений. Бронировать гостиницы и покупать билеты у перевозчиков напрямую стало намного проще, поэтому нео