Прощай, Кира!

Повестка дня
«Эксперт» №24 (1078) 11 июня 2018

Кира Муратова — режиссер, проживший долгую и счастливую творческую жизнь. Ее полноценный дебют, фильм «Короткие встречи», состоялся в 1967 году. Свой последний фильм «Вечное возвращение» она сняла в 2012-м. В эти сорок пять лет уместились пятнадцать полнометражных фильмов — непохожих ни на какие другие.

Состоявшись еще в советском кинематографе, уже тогда выработав свой стиль, Муратова в полной мере раскрылась уже в конце 1980-х, когда идеологические вожжи ослабли и социалистический реализм стал необязательным для всех. Ее «Астенический синдром», вышедший в прокат в 1989 году, поразил зрителей сюжетом, натуралистической манерой подачи и радикально измененным темпом протекающих внутри кадра событий. Кинематографическая общественность осознала величие живущего с ними в одно время режиссера и отметила этот фильм как лучший игровой фильм года, а также специальным призом жюри Берлинале, который оказался единственным призом в ее биографии, доставшемся ей на крупнейших мировых кинофестивалях. В Каннах, в Берлине, в Венеции ее фильмы видели в лучшем случае в конкурсных программах, но в обойму мировых режиссеров, за творчеством которых пристально следят программные директора фестивалей и которым раз за разом достаются призы, она так и не попала.

Основную порцию признания она получила там, где снимала свои фильмы: сначала в Советском Союзе, а потом в России. Ее «Короткие встречи» в общей сложности посмотрели 8,4 миллиона зрителей — с учетом повторного проката в 1987 году. Это больше, чем у хита прошлого года, «Последнего богатыря», и вышедших в прокат месяц назад «Мстителей: война бесконечности». Это больше, чем у отечественных «Дневного дозора», «Сталинграда» и «Викинга». Даже если бы она выпустила только один этот фильм, в котором сама сыграла одну из главных ролей, этого было бы уже достаточно, чтобы запомниться. Но было еще много всего: нового, неожиданного, пронзительного. Как жаль, что больше не будет.