От повышения НДС не скрыться

Экономика и финансы
ПОВЫШЕНИЕ НДС
Повышение НДС наиболее сильно ударит по отраслям, ориентированным на внутренний спрос и находящимся в стагнации: по строительству, практически по всей обрабатывающей промышленности, особенно с длинными производственными циклами. В ответ на рост НДС в 2019 году подорожают продукты, ЖКХ, импортные товары. Если, конечно, рост цен них не будут специально останавливать
От повышения НДС не скрыться

В 2017 году каждый житель России, включая младенцев, заплатил 20,8 тыс. рублей НДС. Немаленькая сумма, если учесть, что среднедушевой годовой доход в стране в прошлом году, по данным Росстата, составлял 375 тыс. рублей. Однако Минфин России непреклонен: со следующего года он планирует повысить НДС на два процентных пункта, с 18 до 20%, что должно принести бюджету дополнительно 600 млрд рублей в 2019-м, а всего — два триллиона за три года.

В Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН подтверждают: цифра вполне реальная — но при соблюдении некоторых условий. «В текущих экономических условиях (стабильность цен на нефть, курса доллара, динамика ВВП не ниже двух процентов в год) прирост доходов консолидированного бюджета (без учета внебюджетных фондов) в 2019 году за счет повышения ставки НДС составит 800 миллиардов рублей, — приводит результаты расчетов замдиректора ИНП Александр Широв. — В том числе на прирост непосредственно поступлений НДС будет приходиться 590 миллиардов (ускорение динамики поступлений до плюс 18 процентов год к году против плюс шести без повышения ставки). Прирост по прочим налогам (в размере 200 миллиардов рублей) будет обеспечен только в том случае, если все дополнительные доходы бюджета направят на финансирование расходов».

К идее повысить НДС в ИПН относятся скорее положительно: по мнению Александра Широва, речь идет о формировании увеличенного конечного спроса через рост государственных инвестиций, а риски повышения НДС для экономического роста несущественны при стабильных внешнеэкономических условиях. Но обязательное условие — все дополнительные доходы от повышения ставки НДС должны идти на финансирование расходов бюджета в том же финансовом году. В противном случае это будет прямой вычет из экономической динамики, предупреждает замдиректора ИНП РАН.

Тем не менее недополученные доходы бюджета в случае повышения НДС вполне реальный сценарий. Это может произойти из-за ухода бизнеса в тень или на упрощенку, из-за стагнации в отраслях, которые сильнее всего пострадают от введения НДС. Собираемый его объем в реальном выражении и так растет быстрее экономики. На днях стало известно, что МЭР понизил прогноз роста ВВП с 2,1 до 1,9% в этом году и с 2,2 до 1,4% — в 2019-м, в том числе из-за повышения НДС. Вместо того чтобы уменьшить НДС, который, по сути, является налогом на развитие (чего стоит хотя бы тот факт, что амортизация и расходы на обновление фондов не вычитаются из базы для НДС), Минфин еще больше закручивает налоговые гайки. Хотя, по расчетам ИНП РАН, годовой прирост доходов бюджета от повышения ставки НДС с 18 до 20% оказывается ниже объема дополнительных нефтегазовых доходов за два месяца (в условиях первой половины 2018 года).

 

Не скрыться

 

Легко догадаться, почему из всех налогов для повышения Минфин выбрал именно НДС: за последние десять лет тот превратился в налог, который практически невозможно оптимизировать.

Региональный малый и средний бизнес платит налоги исходя из парадигмы «сколько можем».