Стены и дороги

Русский бизнес
РЫНОК ЦЕМЕНТА
«Эксперт» №27 (1081) 2 июля 2018
Цементную отрасль Юга России поддержат программы реновации жилья и строительства цементобетонных дорог

Завершение крупнейших инфраструктурных проектов последних лет на Юге России (объектов сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу, а также Крымского моста) резко остудило региональный рынок цемента. Теперь на первый план выходят иные «долгоиграющие» драйверы, способные поддержать развитие отрасли и ее техническое перевооружение, — в первую очередь это строительство дорог с цементобетонным покрытием. По мнению председателя правления некоммерческой организации «Союзцемент» Михаила Скорохода, это направление позволит в среднесрочной перспективе увеличить

потребности в цементе в России на 10 млн тонн. В компании «Кавказцемент» (входит в холдинг «Евроцемент груп» Филарета Гальчева) считают, что дополнительным стимулом для развития может стать программа реновации устаревшего жилого фонда, которая в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах пока находится на стадии обсуждения.

Инфраструктурный стоп-кран

Уже ставшие привычными за последнее десятилетие локомотивы роста цементной отрасли Юга России в нынешнем году в большинстве своем прибыли на конечную станцию и отправились в депо. Строительство спортивных объектов Сочи, Ростова-на-Дону и Волгограда завершено, равно как и нового аэропорта донской столицы, ряда крупных мостовых переходов, объектов гостиничной, инженерной, энергетической и газовой инфраструктуры. Запущен в эксплуатацию и Крымский мост (за исключением его железнодорожной части).

В пиковые годы олимпийского строительства в Сочи генподрядчик «Олимпстрой» потреблял чуть менее половины всего цемента в России — 27–28 млн тонн (общее потребление в стране в 2012–2014 годах — 64–71 млн тонн). Тогда отечественные цементные заводы с задачей насыщения рынка не справлялись (общее производство не превышало 50 млн тонн) и приходилось импортировать «хлеб строительства» из Турции, Ирана, Армении, Украины, Белоруссии и Казахстана.

После Олимпиады к основным потребителям цемента на Юге добавился Крым, принесший с собой весь набор постукраинских инфраструктурных проблем. Из-за этого и средние цены заводов-производителей в 2015–2018 годах выросли на 17,5%, с 2861 до 3361 рублей за тонну — с сильным опережением инфляции.

Однако сегодня нагрузка на заводы спала — стадионы, мосты, аэропорты построены. По данным «Союзцемента», производство цемента на Юге России в прошлом году стабилизировалось (в ЮФО — на уровне около 9 млн тонн, в СКФО — чуть более 2 млн тонн, притом что общий выпуск в стране составил 54,7 млн тонн). Потребление же заметно упало по всей стране — с 71 млн тонн в 2014 году до 55,5 млн тонн в 2017-м, а на Юге еще более резко — с 30 до 10,9 млн тонн. Импорт цемента на Юге был незначительным — около 260 тыс. тонн, или чуть более 2% потребления против 15% в 2013 году.

Более того, в апреле текущего года, в преддверии начала строительного сезона, производство цемента на Юге составило 776 тыс. тонн, а потребление — 600 тыс. тонн. Рынок оказался в ситуации перепроизводства с явной перспективой стагнации, как во время кризиса 2009–2011 годов. Потре