Битва за дизель

Эксперт-авто
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Эксперт» №29 (1083) 16 июля 2018
Дизельные моторы на самом деле не так вредны, как об этом говорят на фоне непрекращающихся «дизельгейтов» и прочих скандалов. Производители заявляют, что новые технологии позволяют снизить вредные выбросы от дизельных двигателей до минимума
Битва за дизель

Аресты, обыски, тюремные сроки. Беспрецедентные скандалы вокруг махинаций с данными о вредных выбросах дизельных автомобилей продолжаются. Сейчас они перекинулись из США в Европу: например, в Германии в июне был задержан руководитель автомобильного концерна Audi Руперт Штадлер, в его квартире прошел обыск, и теперь он официально обвиняется в мошенничестве и подлоге. В Штутгарте идут обыски в офисе компании Porsche, прокуратура ведет расследование в отношении трех высокопоставленных менеджеров, один из которых —член правления концерна.

Одновременно прокуратура Штутгарта уже более года ведет расследование в отношении сотрудников Daimler, которых обвиняют в мошенничестве и использовании рекламы, оперировавшей неверными показателями о содержании вредных веществ в выхлопных газах. В отношении BMW с марта этого года прокуратура Мюнхена ведет расследование, подозревая баварского автомобилестроителя в том, что примерно на 11 тысячах дизельных автомобилях было установлено программное обеспечение, позволяющее скрывать данные о высоком уровне вредных веществ в выхлопах. В подлоге данных о выхлопе автомобильных двигателей обвиняют также Opel. Наконец, 13 июня судебные органы Германии приняли решение, что по итогам расследования Volkswagen должен в Германии заплатить штраф в размере миллиарда евро по делу о манипуляциях с программным обеспечением дизельных двигателей.

На фоне этих скандалов дизельные моторы вызывают всю большую критику, этот тип двигателей обвиняют в неэкологичности. Обсуждается даже полный запрет дизельных машин. Например, в Германии власти Гамбурга в середине июня уже утвердили первый запрет на проезд дизельных машин на двух участках центральной автомагистрали протяженностью 0,58 и 1,6 км. Вполне возможно, что в скором времени этому примеру последуют муниципальные власти других европейских городов.

Удар по автопроизводителям

Гонения на дизельные машины наносят серьезный удар по европейскому автопрому. До сих пор они занимают значительную долю автомобильного рынка, которая в последнее время начала снижаться: по данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в рекордном для дизельных моторов 2011 году доля продаж машин с этими двигателями в Европе составляла почти 56% всех новых машин. По итогам же прошлого года она сократилась до 44% (см. график) и продолжает падать: по данным исследовательской компании ААА Data, за первый квартал продажи в абсолютных величинах снизились на 17%.

Из-за столь серьезного падения продаж компании, связанные с дизельными технологиями, несут большие убытки. В последнее время они пытаются заявить, что на самом деле моторы на «тяжелом» топливе не так страшны для окружающей среды. А некоторые новые технологии позволяют сделать их даже более экологичными, чем моторы бензиновые.

В частности, с подобным заявлением недавно выступил один из ведущих мировых производителей автомобильных компонентов (в том числе для дизельных моторов) компания Bosch, которая центральной темой своего традиционного ежегодного отчета о деяте