Хайтек: гаджет «Яндекса» роботизирует быт

Повестка дня
«Эксперт» №30-33 (1084) 23 июля 2018
Хайтек: гаджет «Яндекса» роботизирует быт

«Яндекс» начал официальные продажи своего первого гаджета — устройства «Яндекс.Станция», выпуск которого был анонсирован в конце мая. Новинка представляет собой умную колонку: она может качественно воспроизводить музыку (из интернета или от внешнего устройства, например смартфона или ноутбука). Но главное, новый продукт может «понимать» человеческую речь: в гаджет встроено фирменное яндексовское решение — голосовой помощник «Алиса». Благодаря этому колонка может отвечать пользователю на различные бытовые вопросы: например, какая погода на улице, есть ли транспортные пробки или когда отключат горячую воду. Кроме того, гаджет способен выполнять различные задания: например, поставить будильник, найти и запустить фильм или сериал на телевизоре, заказать пиццу или совершить те или иные покупки в интернете.

Розничная стоимость колонки — 9900 рублей, начало продаж превзошло все ожидания: по заявлению производителя, в первые часы число заказов на устройство превысило 20 тысяч. В официальный магазин компании выстраиваются длинные очереди, продавцы ограничивают выдачу: не больше двух штук в одни руки.

С выпуском своей умной колонки «Яндекс» пытается поймать волну массового спроса на подобные устройства, которая поднялась во всем мире. Первым в 2014 году колонки, понимающие человеческий голос, начала делать компания Amazon, которая встроила в свой продукт систему распознавания голоса Alexa. Далее в погоню кинулись Google, Apple, а также китайские Alibaba, Baidu и другие компании. Сейчас в мировом рейтинге Google c устройством Home удалось обогнать Amazon: по данным компании Strategy Analytics, в первом квартале текущего года Google продал 3,2 млн своих колонок, Amazon — 2,5 млн. Всего же за первые три месяца текущего года в мире было продано 9,2 млн подобных устройств — в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

О планах продаж в России «Яндекс» не объявляет, но, по прогнозам аналитиков, к концу года они вполне могут достигнуть 100 тыс. единиц, а затем расти и дальше. Например, по оценкам маркетологов в США, общее число проданных устройств достигло 60 млн единиц, и в скором времени им будут пользоваться чуть ли не в каждом третьем американском доме.

В перспективе умная колонка должна стать центром роботизации быта. Интересно, что не успел «Яндекс» начать продажи нового гаджета, как уже появилась информация о возможном расширении его функций. Речь идет о продукте «Яндекс.Модуль», который работает на основе «Яндекс.Станции» и будет управлять элементами умного дома: включать свет, кондиционер, регулировать отопление и проч. Сообщается, что этот продукт уже официально зарегистрирован, а также получил сертификат на поставки в страны Евразийского экономического союза. Таким образом помимо России его продажи планируются в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии.