Индия лишила себя пятого поколения

Русский бизнес
«Эксперт» №30-33 (1084) 23 июля 2018
Индия лишила себя пятого поколения

Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман официально заявила, что ее страна выйдет из программы создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). «Мы передали России, что Индия больше не является участником этого проекта. В то же время мы сказали русским, что они могут продолжать развивать его самостоятельно, а мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе», — сообщила министр.

Главной причиной такого шага названы «непреодолимые разногласия» по поводу как стоимости самой программы, так и технических решений, примененных в FGFA. «Изучив все аспекты этого проекта, мы пришли к выводу, что он не отвечает нашим требованиям, так как в рамках FGFA не удастся создать самолет, который сможет продемонстрировать характеристики, близкие к американским истребителям F-22 и F-35», — написали местные СМИ со ссылкой на спецдоклад ВВС Индии. Единственное преимущество FGFA — высокая маневренность, но в остальном российский самолет не может сравниться с американскими моделями, утверждают индийцы. По их мнению, новый истребитель не удовлетворяет требованиям скрытности, а его двигатели не соответствуют стандартам пятого поколения. Наконец, сама программа FGFA представляется индийцам «невообразимо дорогой», а потому «ВВС не стремятся ее продолжать».

Напомним, что программа FGFA стартовала еще в 2007 году. Тогда же Москва и Нью-Дели подписали межправительственное соглашение, которое выводило этот проект за рамки обычных закупочных процедур. Было решено, что базой для разработки нового самолета станет российский истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас успешно проходит летные испытания. Но в отличие от этой машины в FGFA предполагалось внедрить целый ряд технических особенностей. Например, индийские военные пожелали установить на истребитель два дополнительных радара, чтобы обеспечить ему полный круговой обзор. И сам самолет, и большая часть его систем по условиям сделки должны были производиться совместно и в России, и в Индии. Это зафиксировано в контракте на разработку эскизно-технического проекта стоимостью 295 млн долларов, который был заключен в 2010 году. Через три года ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited его выполнили, но к следующей стадии — опытно-конструкторским работам по проектированию истребителя — так и не приступили. Необходимо было подписать отдельный контракт, но индийцы под разными предлогами от этого уклонялись. И, в общем, понятно почему. Вся программа FGFA оценивалась тогда в 13 млрд долларов и должна была финансироваться на паритетных началах. Но требуемых 6,5 млрд долларов у ВВС Индии не было, поэтому местные летчики всеми способами попытались уменьшить свой вклад. Сначала Индия резко сократила планируемый объем закупки новых самолетов. Если на первых порах индийские ВВС обещали приобрести 250 истребителей, то уже в 2012 году сократили это количество до 214 самолетов. Правда, при этом они выдвинули неожиданное требование: сделать 48 машин в двухместном варианте. Это неминуемо привело бы к