Машиностроение: пустая поляна

Специальный доклад
РУССКИЙ ИНЖИНИРИНГ
«Эксперт» №30-33 (1084) 23 июля 2018
Все звенья инжиниринговой цепочки «технология — проектирование — оборудование — строймонтаж» в крупных высокотехнологичных промышленных проектах ориентированы в значительной степени на иностранных игроков. Кто бросит им вызов?
Машиностроение: пустая поляна

Мы решили сделать оценку объема высокотехнологичного гражданского строительства, который ждет Россию в ближайшие годы. Тотальное штудирование лент новостей с начала 2018 года в части поиска сообщений о строительстве новых обрабатывающих предприятий гражданского сектора показало, что в России до 2025–2027 годов есть запрос на строительство новых предприятий на сумму около шести триллионов рублей (см. таблицу). Повторимся, в периметр оценки вошли только проекты необоронной обрабатывающей промышленности, за периметром остались проекты в ОПК, не вошла вторая очередь космодрома Восточный, не вошли автомагистрали, мосты, железные дороги, не вошли ГОКи и так далее. Несмотря на продолжающуюся стагнацию в российской промышленности, инвестиционные потребности остаются масштабными, и делают их таковыми огромные СПГ-проекты в Урало-Западносибирском регионе и на Дальнем Востоке. Так, на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения продолжается реализация проекта «Ямал СПГ» консорциумом компаний в составе «НоваТЭКа», Total, CNPC и фонда «Шелковый путь» (строительство завода по сжижению природного газа осуществляется в четыре очереди с запуском оставшихся трех очередей в 2018–2020 годах). В общей сложности на заявленные СПГ-проекты запланировано 5,3 трлн рублей. Еще около 200–300 млрд оттягивают на себя новомодные проекты строительства заводов по производству метанола, химикатов и продукции нефтехимии. На проекты в машиностроительной индустрии остается всего ничего, да и там два гранда — КамАЗ и судостроительный проект «Звезда» (подконтрольный «Роснефти»), по сути, закрывают и эту «поляну» (на них предполагается потратить 245 млрд рублей). В двух последних случаях поставки оборудования и инжиниринг обеспечивают зарубежные партнеры.

Четверть века простоя

Спроси у любого представителя инжиниринговой индустрии, строящего машзаводы: есть ли какие-то специфические особенности проектирования, инжиниринга и строительства машиностроительных предприятий в России? Первое, что слышишь: особенности по большей части обусловлены длительным, на протяжении 20–25 лет, простоем в развитии российского машиностроения. Впрочем, по большому счету и другие базовые отрасли промышленности испытали на себе длительный период стагнации производственных инвестиций. К числу наиболее серьезных проблем сегодня можно отнести высокую степень концентрации рынка крупных заказов и сокращение инвестиционной активности частного бизнеса, за исключением нескольких крупнейших компаний из сырьевых отраслей.

«Можно отметить одну общую для многих проектов особенность: очень большое значение инжиниринга, выполняемого международными компаниями, — сетует Сергей Урюпичев, директор по развитию инжиниринговой компании ИСМ (дочерней структуры израильской корпорации Baran). — Проектирование практически всех новых крупных производств начинается сегодня со стадии FEED (Front End Engineering Design), выполненной по стандартам страны — поставщика основного технологического решения. Поэтому для дальнейшег