До и после реставрации

Культура
«Эксперт» №34 (1085) 20 августа 2018

20 сентября в Центре имени Грабаря открывается выставка «Век ради вечного», представляющая результат многолетней работы всех мастерских центра, а также трех его филиалов: в Архангельске, Вологде и Костроме. В экспозицию войдут более 70 экспонатов из 40 российских музеев, в разные годы прошедших реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря. Среди наиболее выдающихся памятников искусства, представленных на выставке, — расписные «небеса» конца XVIII века из Тихвинской часовни Кенозерского национального парка — уникальный памятник искусства Русского Севера; изображающий императора Священной Римской империи Максимилиана I резной бюст-складень, выполненный из слоновой кости в Германии в XIX веке (Ивановский областной художественный музей); скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Фешина, Гончаровой, Ларионова и других.

 

До кубизма

30 августа в ГМИИ имени А. С. Пушкина откроется выставка-инсталляция «Анатомия кубизма». Она предоставит широкой публике возможность познакомиться с историей рождения одного из главных художественных течений ХХ века — кубизма. Ядро экспозиции — тетрадь с эскизами Пабло Пикассо к «Авиньонским девицам» (1907) — картине, изменившей ход мировой истории искусства. Сегодня масштабное полотно входит в состав коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА) и не покидает постоянную экспозицию. На московской выставке будут впервые показаны более 60 рисунков из тетради, созданной художником в мае–июне 1907 года и хранящейся в собрании Дома-музея Пикассо (Museo Casa Natal) в Малаге.

«Авиньонские девицы» — картина, работая над которой художник с помощью новых выразительных средств пытался найти ответ на вопрос об истоках мироздания.

После социализма

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Социалистический сюрреализм». Экспозиция включает в себя 16 крупноформатных работ фотографа Саши Генциса, сюжеты которых построены на противоречии между концептуальной утопией социализма и бытовой повседневностью. В течение четырех лет Генцис снимал исторические, заброшенные и действующие, цеха завода ЗИЛ, беседовал с рабочими и собирал истории о советском промышленном гиганте. Результатом работы фотографа стал проект «Социалистический сюрреализм», демонстрирующий судьбу индустриальных объектов социализма в современном мире. Монументальные, некогда грандиозные идеи, воплощенные в архитектуре заводов и фабрик, идеология труда и общественного блага, выраженная в форсированном наращивании производственных мускулов, сегодня представляются скорее руинами, чем знаковым наследием.

Есть ли идеи в регионах?

По маршруту Транссибирской магистрали пройдет международный передвижной симпозиум NEMOSKVA. В 11 городах — его остановках РОСИЗО-ГЦСИ представит выставку идей художественных проектов российских региональных художников «Большая страна — большие идеи». В форме мобильной экспозиции выставка продемонстрирует идеи нереализованных проектов современных художников из российских регионов. Модели, черновики, эс