Триллион для трубы

Русский бизнес
Инвестиции
«Эксперт» №34 (1085) 20 августа 2018
В течение ближайших четырех лет инвестиции «Транснефти» в обновление трубопроводной системы составят порядка триллиона рублей
Триллион для трубы

ПАО «Транснефть» осуществляет транспортировку 84% добываемой в России нефти. Это делает ее не только естественным монополистом, но и одной из важнейших для российской экономики инфраструктурных компаний, от деятельности которой серьезно зависит наполняемость бюджета страны, поскольку нефть важно не только добыть, но и доставить потребителю. О том, как развивалась компания, какие трудности при этом ей пришлось преодолеть, как она собирается развивать трубопроводную систему, «Эксперту» рассказал председатель правления и президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев.

— Николай Петрович, президент поставил задачу развивать инфраструктуру страны. Расчет на то, что строительство и модернизация инфраструктуры должны привести к росту экономики и в конечном счете к повышению благосостояния каждого жителя России. «Транснефть», безусловно, инфраструктурная компания. Какие проекты вы планируете реализовать, на что деньги собираетесь тратить?

— Наш инвестиционный цикл должен быть завершен к 2022 году. Основные, самые крупные инвестиционные проекты к этому времени должны быть закончены. В этом ряду расширение ВСТО до проектных значений. В свое время, когда проектировали этот нефтепровод — и первую очередь, и вторую, — предусматривалось, что к 2030 году ВСТО-1 будет обеспечен мощностями для прокачки 80 миллионов тонн, ВСТО-2 — 50 миллионов тонн с учетом, что 30 миллионов по ВСТО-1 будут уходить на Китай.

После пуска первой очереди президент задал вопрос: «А что, ВСТО-1 сдаем в 2009-м, а когда начнете строить ВСТО-2?»

По плану после сдачи первой очереди в 2009 году мы должны были приступить к строительству второй очереди в 2014–2015 годах. Но поскольку была техника мобилизована, были люди, ресурсы, в том числе финансовые (китайская сторона очень оперативно предоставила нам кредит для строительства ВСТО-2), мы прямо с места карьер в 2009 году начали работать над реализацией второго этапа. В 2012 году он был завершен, и сегодня стоит задача доведения его до проектных значений. К 2020 году у нас 80 на 50 будут готовы.

— То есть на десять лет раньше, чем поначалу планировалось?

— По сути дела, да. Это очень востребованное направление, премиальное: баррель, который продают нефтяники в Козьмино, ощутимо дороже, чем этот же баррель, проданный, скажем, на Балтике.

И нефтяники с удовольствием туда хотели бы идти, потому что Азиатско-Тихоокеанский регион с точки зрения потребления энергоресурсов очень динамично развивается и там совокупно перерабатывается порядка миллиарда тонн. Это Япония, Южная Корея, Китай, Индонезия. То есть в этом месте потребности в нефти, конечно, очень высокие, отсюда и спрос такой на нее, отсюда и премиальность.

— Как я понимаю, во все концы нашего экспорта, кроме ВСТО, существует определенный профицит в трубе. Когда закончится этот инвестиционный проект, в трубе ВСТО уже не будет дефицита? Будет профицит?

— Я сомневаюсь, поскольку уже сегодня мы фактически достигли этих значений. Завершаем строительство площадочных объектов, резервуарных парков, о