Китаю дали по рукам

Повестка дня
«Эксперт» №35 (1086) 27 августа 2018
Китаю дали по рукам

Продвигаемая КНР глобальная инфраструктурная инициатива «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП; другое название — «Один пояс, один путь») получила первую публичную пощечину. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад в ходе визита в Пекин официально объявил о замораживании китайских проектов в Малайзии на сумму порядка 20 млрд долларов. О причинах, подоплеке и следствиях решения Мохамада «Эксперту» рассказал Сергей Луконин, заведующий сектором экономики и политики Китая Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.

— Какие параметры проектов вызвали неудовольствие премьера Малайзии?

— Мохамад недоволен завышенной стоимостью проектов, непрозрачными процедурами выбора инвесторов и подрядчиков для их реализации, а также некоторыми условиями контрактов, устанавливающими периодичность выплат по кредитам, полученным от китайских финансовых институтов, без учета степени реализации проектов.

Так, критике подвергся проект строительства железной дороги на восточном побережье Малайзии, который осуществляется китайской государственной компанией China Communications Construction Company и на 85% финансируется за счет кредита, предоставленного Экспортно-импортным банком Китая. Эта железная дорога является частью китайского проекта строительства железнодорожной магистрали из Китая в Сингапур. Первоначально стоимость проекта оценивалась в 13,4 миллиарда долларов. Сейчас общие затраты, включая выплаты по кредиту, оцениваются уже примерно в 20 миллиардов долларов. При этом, по словам Махатхира Мохамада, у него есть подтверждение, что малайзийская компания предлагала построить железную дорогу менее чем за половину от первоначально заявленных 13,4 миллиарда долларов.

Право на проектирование и строительство многопрофильного трубопровода и газопровода получила китайская компания China Petroleum Pipeline Bureau. По состоянию на март 2018 года примерная степень готовности трубопроводов составила 14 и 11 процентов соответственно, а выплаты китайским компаниям осуществлены почти на 85 процентов.

На выплату всего объема кредитов, полученных от китайских финансовых институтов, и процентов по ним Малайзия предоставила государственные гарантии. Особую обеспокоенность премьер-министра вызывает объем внешнего долга Малайзии, который оценивается примерно в 250 миллиардов долларов; часть его приходится и на китайские кредиты.

— Приостановка малайзийских проектов — уже третий сбой в реализации ранее согласованных инвестиционных проектов в Южной и Юго-Восточной Азии и продвигаемых Китаем в рамках ЭПШП. Ранее Шри-Ланка не смогла обслуживать финансовые обязательства по кредиту, предоставленному Китаем для строительства международного аэропорта и глубоководного порта Хамбантота, и объекты перешли под управление КНР. В ноябре прошлого года Непал дезавуировал проект строительства ГЭС «Будхи Гандаки», инициированный китайцами. Можно ли говорить о тенденции?

— Я бы не стал говорить о сбое в отношении Шри-Ланки — проект не заморожен, порт, портовая инфраструктура и ф