Крабы пойдут с молотка

Повестка дня
Москва, 03.09.2018
«Эксперт» №36 (1087)

Российское правительство приняло постановление о распределении 50% объема квот на вылов крабов на 2018–2019 годы на электронных аукционах. Ранее (законодательно — с 2007 года) все квоты на водные биоресурсы распределяли по историческому принципу, то есть уже работающим в отрасли предприятиям. Ожидаемый результат от нововведения — создание условий для входа на рыбный рынок новых участников. Позицию рыбаков по поводу введения крабовых аукционов высказывает президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков.

Согласны ли участники рынка с инициативой правительства о введении аукционов на крабов?

— Это болезненная тема. Естественно, рыбаки не согласны и пытаются отстоять свое право работать в стабильных условиях. На протяжении многих лет действующие предприятия работали, будучи уверенными в преемственности так называемого исторического принципа. Тем более что два года назад государство законодательно ее гарантировало на следующие пятнадцать лет, поэтому все инвестиционные и производственные программы компании строили исходя из этого.

Теперь же у нас изымают половину квот, причем по наиболее ценным и ликвидным объектам промысла. Соответственно при таких кардинальных изменениях в объеме и структуре выручки все действующие и перспективные программы и планы компаний останутся нереализованными. Более того, возникает серьезная угроза дефолта по кредитным обязательствам, связанным с реализацией инвестиционных проектов.

Важно отметить, что под угрозой не только крабовое направление. Большинство компаний не являются моноресурсными и инвестируют средства, полученные от добычи краба, в развитие других промыслов, в том числе в строительство судов, береговую переработку, аквакультуру. Многие из этих проектов будут свернуты, денег для того, чтобы покупать на аукционах квоты и одновременно инвестировать, просто нет.

— А что дадут крабовые аукционы государству?

— Из плюсов, и то сомнительных, единовременное поступление в бюджет крупной суммы. Каков будет ее размер, никто точно не скажет. К примеру, если в начале обсуждения этого вопроса Росрыболовство говорило о 300 миллиардах рублей, то сейчас лишь о 80 миллиардах. Последняя сумма настолько незначительна для бюджета, что нелепо считать ее аргументом в пользу крабовых аукционов. По нашему мнению, основная задача — это передел рынка, а не наполнение бюджета или развитие конкуренции.

В целом выручка всей отрасли по итогам 2017 года составила 310 миллиардов рублей. Крабовый сегмент занимает в общем объеме добычи 1,8 процента, в выручке — не более 15 процентов. Соответственно можно прикинуть, какими окажутся возможные поступления от аукционов. Они не будут особо заметными и решающими для бюджета, но станут существенным изъятием для отрасли и, что самое печальное, не вернутся в наш сектор.

— Кому конкретно интересны крабовые аукционы?

— Считается, что лоббистом крабовых аукционов является ООО «Русская рыбопромышленная компания», хотя открыто об этом не заявляется. Я разделяю это мнение. А потенциально в аукционах будут участвовать все: и действующие компании, и новые. У действующих игроков не останется иного выбора для сохранения бизнеса, а новички ничего не теряют от участия, тем более что они не обременены текущими обязательствами.

— Что вы предпринимаете, чтобы минимизировать потери работающих краболовов?

— Маловероятно, что сегодня можно обжаловать решение правительства. На протяжении десяти месяцев, с момента, когда впервые услышали об этой инициативе, мы пытаемся убедить руководство страны не принимать решение о возврате к аукционам. Начало 2000-х годов наглядно показало пагубность аукционов для рыбной отрасли. Радует, что нас поддерживают ряд министерств, губернаторы прибрежных регионов, экономисты, банковский сектор. Все они говорят, что возврат к аукционам приведет к серьезным проблемам: единовременному вымыванию из отрасли крупных финансовых средств, снижению инвестиционной активности и сворачиванию многих инвестиционных проектов. А изъятие у крабовых компаний 50 процентов основного производственного ресурса вынудит их сократить флот и уволить сотрудников. И если крупные компании еще способны выжить в такой ситуации, то мелкий и средний бизнес — вряд ли.

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (1087) 3 сентября 2018
    Экспорт в Китай
    Содержание:
    Дороги ради дорог

    Стратегические документы по развитию инфраструктуры, на которые собирается опираться правительство, пока не увязаны со стратегией промышленного развития страны, которой нет. В такой ситуации вместо развитой инфраструктуры мы можем получить чрезмерно дорогие и никому, кроме лоббистов, не нужные мегастройки

    Экономика и финансы
    Реклама