«Победа» из конструктора

Русский бизнес
«Эксперт» №36 (1087) 3 сентября 2018
«Победа» из конструктора

Гендиректор S7 Airlines Владимир Объедков представил губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву проект создания нового предприятия по выпуску сверхлегких реактивных бизнес-джетов Epic Victory в деревне Торбеево Ступинского района Московской области. Его строительство займет, как ожидается, около трех лет и обойдется примерно в 13 млрд рублей, включая затраты на сертификацию воздушного судна по российским стандартам. Проектная мощность нового завода составит порядка 20 самолетов в год — их планируется собирать из крупных узлов и агрегатов, которые будут поставляться из США. Впрочем, часть компонентов для своих бизнес-джетов S7 намерена приобретать в России. Прежде всего это касается сверхпрочных углепластиков, из которых состоит фюзеляж Epic Victory, его крылья, а также хвостовое оперение. Более того, по некоторым данным, в нашей стране даже может быть создана специальная лаборатория для производства и тестирования композитных материалов.

Epic Victory — уникальная машина с очень сложной судьбой. Еще в начале 2000-х ее разработала американская компания Epic Aircraft, а летом 2007 года этот экспериментальный самолет совершил свой первый полет. На борту Epic Victory может разместиться всего пять человек, включая пилота. Весит машина очень мало — 2720 кг, но при полной загрузке может преодолевать довольно большое расстояние — порядка 2200 км с крейсерской скоростью чуть менее 600 км в час. При этом Epic Victory оснащается всего одним реактивным двигателем. Сначала это была силовая установка Williams FJ33, но впоследствии ее решено было заменить на PW600 компании Pratt & Whitney Canada. Такие технические характеристики позволяли надеяться на хорошие продажи, особенно в США, где развита малая частная авиация и бизнес авиатакси.

Однако наладить массовый выпуск модели Victory так и не удалось. Все дело в весьма специфической производственной модели, которую практиковала Epic Aircraft. Эта компания намеревалась поставлять своим клиентам не готовую машину, а лишь комплект деталей, из которого покупатель должен был сам собрать самолет, задействовав при этом весьма специфическое оборудование. Такая схема позволяла предложить клиентам довольно привлекательную цену — примерно 1,1 млн долларов за машинокомплект.

Но желающих собирать самолеты из конструктора своими силами не нашлось. И уже в 2009 году Epic Aircraft объявила о банкротстве. Ее активы первоначально выкупила китайская авиастроительная корпорация AVIC, которая хоть и выпустила в общей сложности почти полтора десятка самолетов Epic Victory, но кардинально изменить ситуацию не смогла и в марте 2012 года перепродала этот бизнес компании Engineering LLC, подконтрольной совладельцу S7 Group Владиславу Филеву. Этот предприниматель известен своей страстью к малой авиации, его часто можно видеть за штурвалом самолетов Epic Aircraft. Кстати, помимо модели Victory эта компания сейчас завершает сертификацию в США еще одной своей разработки — турбовинтового самолета Epic E1000 для перевозки пяти пассажиров на р