Продуктовое лего

Русский бизнес
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК
«Эксперт» №36 (1087) 3 сентября 2018
Сервисы доставки ингредиентов с рецептами для самостоятельного приготовления блюд делают ставку на экономию времени, но не денег. Тот же продуктовый набор в магазине будет стоить на 20–30% дешевле
Продуктовое лего

За последние несколько лет пищевая промышленность увидела множество новых бизнес-моделей. Заказ продуктов через интернет, мобильные приложения по бронированию столиков в ресторанах, помощь онлайн-диетологов… Но, пожалуй, самым необычным стал сервис доставки ингредиентов с рецептами.

Концепция такова: компании составляют меню из нескольких блюд и доставляют клиенту набор необходимых ингредиентов с пошаговой инструкцией по их приготовлению. Каждую неделю блюда обновляются. Все продукты разложены строго в соответствии с рецептурой. Готовка превращается в собирание конструктора, с которым справится даже новичок. При этом блюда претендуют на ресторанный уровень, что должно (при удачном стечении обстоятельств) развивать кулинарные навыки.

Услуга быстро набрала популярность на Западе. По данным компании Data Analytics Nielsen, за последние полгода 9% потребителей США (10,5 млн человек) хоть раз заказывали коробку с ингредиентами. Зарубежные гиганты рынка meal kit («продуктовых наборов») — Blue Apron, Plated, Home Chef, HelloFresh — уже сегодня претендуют на поставку более миллиона продуктовых наборов в месяц. По прогнозам портала Statista, к 2020 году объем продаж у них достигнет 10 млрд долларов.

В России рынок «продуктовых наборов» только набирает обороты. Первая подобная компания появилась всего шесть лет назад, а емкость рынка в 2016 году составила миллиард рублей.

Бизнес в коробке

По данным финансовой компании The Motley Fool, в США существует более 150 сервисов по доставке продуктов с рецептами. В России таких компаний в 2013 году было не более пяти. Сегодня их порядка 70, причем около 50 работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Новый рынок динамично развивается, переманивая клиентов из традиционного пищевого ритейла. «В последние годы у нас в три — три с половиной раза растут все показатели, быстрее рынка электронной коммерции», — делится успехами компании основатель и генеральный директор кулинарного сервиса «Партия еды» Михаил Перегудов.

Основная цель сервисов доставки ингредиентов с рецептами — заменить поход в продуктовый магазин. «В первую очень это альтернатива офлайн-супермаркетам — именно они наши прямые конкуренты», — считают сотрудники компании «Нужен ужин».

На первый взгляд для запуска подобного фуд-стартапа нужно всего ничего — собрать рецепты, закупить продукты, возможно в том же гипермаркете, и отправить их покупателю. В крайнем случае зарегистрировать домен и поработать над оформлением упаковки. Однако издержки бизнеса включают в себя как прямые расходы на стоимость продуктов и упаковки, так и косвенные: на работу команды, которая эти продукты и упаковку превращает в готовую коробку, на логистику и обслуживание продаж — содержание контактного центра и транзакционные расходы. И это не считая закупки оборудования, которое тоже стоит недешево. «Наша сфера довольно капиталоемкая. Один агрегат стоит порядка 500 тысяч рублей, цена за камеру для охлаждения может доходить и до миллиона рублей», — рассказывает основатель сервиса «Шефм