Amazon бросает вызов

Международный бизнес
ТЕХНОЛОГИИ
«Эксперт» №37 (1088) 10 сентября 2018
«Магазин всего» начал стремительно зарабатывать и готов потеснить Facebook и Google на рынке онлайн-рекламы, а также выстроить полноценную экосистему
Amazon бросает вызов

Инвесторы Amazon ликуют: компания вслед за Apple достигла капитализации в триллион долларов. Во втором квартале этого года выручка интернет-гиганта достигла 52,89 млрд долларов при чистой прибыли 2,53 млрд долларов. И если выручка выросла на 39,3% относительно аналогичного периода прошлого года, то чистая прибыль взлетела ни много ни мало в 12,6 раза (во втором квартале прошлого года она составляла 197 млн долларов).

Ранее Amazon существенной прибыли не показывал, все инвестировалось в дальнейший рост. Сейчас компания уже догнала по стоимости Apple и стала наиболее вероятным кандидатом на звание компании с триллионной капитализацией — а заодно одним из самых дорогих активов. Так, на момент написания этой статьи (5 сентября) Amazon стоил 994 млрд долларов, несколько откатившись с триллионной отметки, взятой накануне, а его P/E превышал 160! (Для сравнения: у P/E Facebook — 26).

Однако неоправданно дорогим аналитики Amazon не считают. «Мультипликатор P/S (отношение стоимости компании к продажам) составляет для Amazon 4,47, в то время как для Apple — 4,07 (цифры приведены на начало сентября, до достижения Amazon триллионной капитализации. — “Эксперт”). Годовая выручка Amazon, 208 миллиардов долларов, пусть и уступает выручке Apple (255 миллиардов), но не слишком значительно. Эти их мультипликаторы довольно скромные по сравнению с существенно уступающими по капитализации Google, Microsoft и Facebook, которые зарабатывают в разы меньше (123, 110 и 48,5 миллиарда долларов), но от которых рынок ожидает большего, — говорит аналитик ГК “Финам” Леонид Делицын. — Иными словами, инвесторы покупают Amazon потому, что его перспективы реализуются прямо сейчас, в то время как для Google и Facebook значительная часть капитализации приходится на веру инвесторов в будущее».

Успех объясняется просто: Amazon постоянно тратит деньги на улучшение логистики, расширение ассортимента товаров и услуг и покупку всего, что кажется перспективным (самые известные приобретенные стартапы — стриминговый сервис для геймеров Twitch, интернет-магазин Zappos, кинопортал IMDB). Купленные компании встраиваются в уже имеющуюся структуру. Amazon не только торговая площадка для миллионов продавцов, он также обеспечивает доставку, включая перспективную доставку дронами (и хотя там все не так просто и гладко, первая тестовая доставка была еще в конце 2016 года), выпускает свои гаджеты (например, читалку Kindle или приставку к телевизору Amazon Fire) и предоставляет обширный перечень облачных сервисов — от стримингового видео до распределенных хранилищ и виртуальных серверов (Amazon Web Services, AWS). Последние, кстати, в последнее время вносят неплохой вклад в успех компании — 5,44 млрд долларов выручки в первом квартале этого года, 6,1 млрд во втором (то есть более 10%) приходится именно на AWS.

«Amazon обладает исключительно сильными позициями в облачных услугах, его серверный парк составляет пять–десять миллионов серверов (приблизительно в десять раз больше, чем серверный парк всех росс