Михельсон газует

Русский бизнес
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
«Эксперт» №37 (1088) 10 сентября 2018
Проект «Ямал СПГ» пока не дал импульса к развитию отечественного химического машиностроения. А вот схватка за локализацию производства судов для транспортировки СПГ в самом разгаре
Михельсон газует

Одна из крупнейших в России газовых компаний «НоваТЭК» (на прошлой неделе ее капитализация превысила рыночную цену «Газпрома», может привлечь китайских партнеров для развития своей судоходной компании «Морской арктический транспорт». Потенциальные партнеры — китайская China Ocean Shipping Company (COSCO), входящая в десятку крупнейших судоходных компаний мира (правда, в основном за счет контейнерных перевозок), и старые знакомые газовиков из китайского же Фонда Шелкового пути (уже являются соинвесторами проекта «Ямал СПГ» с долей 9,9%).

Контроль над «Морским арктическим транспортом» «НоваТЭК» рассчитывает сохранить в любом случае — китайцы получат не более 49,99%. Однако партнеры могут привнести свои финансовые ресурсы и помощь в организации логистики доставки сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Судя по тому, какая «тяжелая артиллерия» может выйти на льды Арктики, «Морской арктический транспорт» имеет шансы из виртуальной конторы, созданной четыре месяца назад, превратиться в действительно мощную судоходную компанию.

Напомним, что «НоваТЭК» заявил амбициозные планы развития СПГ-бизнеса. В соответствии со своей долгосрочной программой развития компания рассчитывает к 2030 году выйти на отметку добычи 126 млрд кубометров газа (в 2017 году было 63,4 млрд кубометров). Локомотивом этого роста должен стать именно СПГ-сегмент. Как заявил председатель правления «НоваТЭКа» Леонид Михельсон, к 2030 году компания рассчитывает производить 55–57 млн тонн СПГ в год, а с учетом геологоразведки в рамках имеющихся месторождений, возможно, и до 70 млн тонн. Это грандиозные объемы — в 2017 году Катар, безусловный мировой лидер рынка СПГ, произвел 77 млн тонн, Россия — в шесть с половиной раз меньше.

 

Запасы газа «НоваТЭКа» больше, чем у всей Норвегии

Ресурсной основой амбициозных планов «НоваТЭКа» должны стать проекты СПГ-терминалов в Ямало-Ненецком автономном округе.

Во-первых, это проект «Ямал СПГ» на одноименном полуострове, первая очередь которого (5,5 млн тонн в год) была запущена еще в декабре 2017-го, а вторая, такой же мощности, — в августе этого года. Три очереди «Ямал СПГ» с 2019 года будут производить 16,5 млн тонн СПГ ежегодно. Затем планируется создание еще одной, четвертой, линии, правда, меньшей мощности — порядка миллиона тонн в год. При выходе на полную мощность этот терминал, по данным Международного газового союза (IGU), окажется самым большим в мире — по крайней мере, из ныне существующих.

Во-вторых, это проект «Арктик СПГ-2» на базе месторождений Гыданского полуострова. Его мощность может составить до 20 млн тонн в год, запустить его планируется в 2023 году.

И в-третьих, проект «Арктик СПГ-3» — тоже на Ямале. Это более отдаленная перспектива, пока нет даже общих представлений о конфигурации будущего терминала. Однако соответствующая дочерняя структура в недрах «НоваТЭКа» уже создана, а с августа этого года по ее заказу начались инженерные изыскания на Северо-Обском лицензионном участке, который послужит ресурсной базой для