Автобусы хотят попасть в сеть

Русский бизнес
Транспорт
«Эксперт» №38 (1089) 17 сентября 2018
Российские автопроизводители осваивают новый вид транспорта — электробусы. Пока они больше напоминают дорогие игрушки, чем рабочие машины. Есть ли будущее у российского электробуса?
Автобусы хотят попасть в сеть

В сентябре «Бакулин моторс групп» (БМГ, автобусный бренд «Волгабас») представила новую модель электробуса (автобуса на электрической тяге) — машина в необычном для автобусного рынка светло-сером цвете с запасом хода 300 километров в одном цикле зарядки и массой 13,5 тонны вмещает 90 человек. По словам Алексея Бакулина, президента компании, на российском рынке машин с точно такими же параметрами нет. Скоро этот электробус отправится на выставку IAA 2018 в Ганновере, а затем — проходить европейские сертификационные испытания в Барселоне, так как Бакулин настроен на развитие экспортных поставок. «Нас всегда ругали, что мы засовываем батареи в подиумы, пассажирам это неудобно, а теперь часть подиумов исчезла, а в оставшихся мы поставили батареи повышенной плотности. Появилась большая накопительная площадка. Еще у нас полностью электрический руль, нет гидроусилителя, нет дополнительного гидравлического насоса, — перечисляет Бакулин. — Нечему в принципе ломаться, в нашем электробусе в несколько раз меньше механических деталей, чем в дизельном автобусе».

Этот электробус, как и другие экземпляры, сделанные БМГ, работает по принципу статической зарядки, то есть батарея заряжается ночью в парке. Как рассказывает Бакулин, первые машины, выпущенные на предприятии, проходили лишь 120 километров, но за последние два года в компании произошел огромный скачок в понимании того, как работать с батареями, чтобы выжимать из них максимум. Кроме того, они смогли почти на тонну снизить вес кузова.

Новый завод компании во Владимирской области, где собрали новинку, выглядит как игрушка: чистые просторные залы со сверкающими белыми полами. Сотрудники демонстрируют складскую автоматизированную систему с выезжающими кассетами, к которой должна подъезжать беспилотная логистическая платформа, 30 роботизированных установок для сварки (роботы от компании Kuka) для всех элементов кузова, роботы для покраски. Свое производство в компании называют единственным почти полностью роботизированным автобусным заводом в России. «В автопроме применяется автоматизация и роботизация, — говорит Алексей Бакулин. — Но это в основном контактная сборка, и используется она при более массовом выпуске продукта».

Впрочем, пока завод производит впечатление праздничного пустующего пространства с единичными работниками, рассеянными по площадям, словно он только готовится к запуску.

«Если проанализировать жизнь и смерть автобусных заводов за последние двадцать лет, то таких проектов было много — Volvo, Scania открывали производства в России, это делали китайцы, в Таганроге был ТагАЗ. Всего можно насчитать порядка двадцати пяти автобусных проектов и сотню анонсов таких заводов. Но остались на рынке лишь единицы компаний. А “Волгабас”, двадцать пять лет назад выпустив первый автобус, с переменным успехом неплохо чувствует себя. Мы смогли выбиться, потому что постоянно вкладывали в новые продукты. А сейчас нам удалось вложиться и в новое производство. Если раньше мы были “лидером инноваций”, но наш общий