В обстановке неопределенности

Эксперт-авто
Автосалон
«Эксперт» №38 (1089) 17 сентября 2018
Завершившийся Московский международный автосалон в этом году производил двоякое впечатление: с одной стороны, ряд его участников выложились по полной, но с другой — многие ведущие автокомпании проигнорировали выставку. Этому есть ряд объяснений, связанных с изменением подходов к выставочной деятельности не только в России, но и во всем мире
В обстановке неопределенности

Завершившийся Московский международный автосалон в этом году производил двоякое впечатление: с одной стороны, ряд его участников выложились по полной, но с другой — многие ведущие автокомпании проигнорировали выставку. Этому есть ряд объяснений, связанных с изменением подходов к выставочной деятельности не только в России, но и во всем мире

На Московском международном автосалоне (ММАС-2018), прошедшем в начале сентября, было на что посмотреть: в выставке в этом году приняли участие более десятка известных мировых брендов, которые устроили здесь примечательные не только российские, но и мировые премьеры. Однако, как и два года назад (ММАС проходит раз в два года), многие автомобильные компании проигнорировали выставку, отчего экспозиция оставляла некоторое ощущение незавершенности.

Эпоха интернета

Тон задавали пять крупных автомобильных марок: Renault, KIA, Hyundai, Lada и Volkswagen. С размахом выступили и китайцы в лице Haval, Geely, Lifan, JAC и GAC. Другие же участники российского автомобильного рынка решили на автосалоне не выставляться. И тому есть ряд причин. Во-первых, еще остается осадок от прежнего конфликта автопроизводителей с менеджментом выставочного комплекса «Крокус-Экспо», который, в частности, обвиняли в негибком подходе к вопросу оплаты участия в автосалоне.

Во-вторых, на решение не участвовать в выставке, конечно, повлияла неопределенность российского рынка: для ведущих мировых автопроизводителей он сейчас представляет собой уравнение со многими неизвестными. Сегодня продажи новых машин в России находятся на подъеме (по итогам августа прирост составил 11%, за первые восемь месяцев года — 16%, до 1,14 млн штук) и до конца года общие продажи предположительно вырастут на 10–15%. Однако на ближайшее будущее участники авторынка смотрят с неуверенностью, особенно в связи с продолжающимся ослаблением курса рубля, который неизбежно приведет к подорожанию автомобилей и спаду покупательской активности.

Ну и, в-третьих, сокращение числа участников крупных автошоу — это, увы, общемировой тренд. В последнее время многие глобальные автопроизводители отказываются от признанных мировых автовыставок в Женеве, Франкфурте, Париже, Детройте. Например, в октябре в Парижском автосалоне не будут участвовать Opel, Nissan, Volvo, Mazda, Mitsubishi, Subaru и даже Volkswagen. Многие планируют проигнорировать в январе следующего года и ведущую автомобильную выставку в Детройте. Руководство этих компаний заявляет, что с развитием интернет-коммуникаций традиционная выставочная деятельность изживает себя — дескать, все новики и так можно увидеть через интернет. Вместо этого автомобильные компании все больше предпочитают устраивать свои собственные целевые мероприятия, чтобы познакомить прессу, бизнес и покупателей с новинками. Однако им оппонируют менеджеры марок с традиционными взглядами на выставочную коммуникацию: по их мнению, международные шоу все же хороший инструмент, позволяющий донести до широкой публики нужную информацию о продукции. Так что, хот