B2B застрял в офлайне

Русский бизнес
ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ
В России развитие онлайн-платформ для оптовой торговли сильно отстает от розничного онлайн-сектора. Однако уже в 2019 году прогнозируется бум внедрения компаниями B2B интернет-платформ и создания оптовых маркетплейсов
B2B застрял в офлайне

На рынке США 67% оптовых компаний предлагают клиентам делать заказы онлайн, для этого существуют десятки B2B-платформ разных разработчиков. В Китае внедрение оптовой онлайн-торговли легло в основу развития государственной экономической программы во главе с интернет-гигантом Alibaba. В нашей стране интеграция В2В-платформ в оптовую торговлю только зарождается. Настоящий бум, по нашему мнению, начнется в будущем году.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2017 году объем этого рынка оценивался всего в 3,85% от общего объема розничных продаж в России. Для сравнения: в США интернет-торговля составляет 10% всех розничных продаж. По динамике развития мы отстаем от этого показателя на пять-семь лет. К сожалению, у нас пока нет такого гиганта, как Amazon, формирующего рынок и занимающего на нем 50%. Исследование агентства Forrester Research 2017 года показывает, что Россия находится лишь в начале цифрового пути: объем электронной коммерции в нашей стране оценивается в 20 млрд долларов, тогда как, например, в США — 340 млрд, в Китае — 672 млрд.

Однако есть еще более объемный рынок электронной коммерции — оптовая онлайн-торговля, которая во всем мире в три раза больше розничной. В 2017 году, по данным Statista, общий объем транзакций в В2В-секторе электронной коммерции достиг 7,66 трлн долларов, более чем втрое превысив объем В2С-сектора, равный 2,143 трлн долларов. Безусловный лидер отрасли — Китай, где В2В-площадки исчисляются тысячами, а общая выручка В2В-сектора составляет свыше двух триллионов долларов. Рынок B2B в КНР формирует Alibaba Group, занимая более 40% этого рынка.

В России только начинают торговать оптом онлайн, и IT-решения для разработки B2B-платформ можно пересчитать по пальцам одной руки. Помех для развития отрасли предостаточно, но главная из них — нежелание перемен со стороны большинства владельцев оптового бизнеса.  

С места в карьер

Большинство участников оптового рынка действуют по давно устоявшейся схеме: «менеджер — прайс-лист — телефон — почта — клиент». Но проблема в том, что прайс становится неактуальным уже спустя час. Это как если бы для того, чтобы перевести деньги, мы бы ходили в банк, стояли в очереди, предъявляли паспорт и переводили деньги со сберкнижки.

Почему все по-прежнему так? Одни руководители оптовых компаний, сидя на эксклюзивных контрактах, считают, что и так все хорошо. Другие боятся прозрачности данных. Или того, что дилер зарезервирует большое количество товара, не оплатит, а в это время другие дилеры не будут видеть эти позиции.

Те же, кто первыми в России осознал значимость выхода в сферу электронной B2B-коммерции, можно сказать, прошли все круги ада вместе с только начинающими осваивать новую стезю разработчиками программ, как правило, не специализирующимися на решениях для оптовиков. Так, многие оптовые компании попробовали запустить обычный розничный интернет-магазин в расчете, что туда придут их B2B-клиенты. Естественно, такими ресурсами никто не пользовался. Потому что задача интернет-ма