О рывке в восемнадцатый век

Разное
«Эксперт» №41 (1092) 8 октября 2018
О рывке в восемнадцатый век

Ректор «Вышки» Кузьминов сообщил, что лекциям в его вузе приходит конец: «Мы решили, что в ближайшие два года мы выйдем на замещение всех абсолютно лекций онлайн-курсами. То есть каждый профессор “Вышки” запишет и будет поддерживать онлайн-курс, а лекционные занятия в классической форме мы отменим, потому что их КПД даже в ВШЭ, где лекции читают исследователи, низкий». В соцсетях пошли бурные обсуждения этой новости, что и хорошо, поскольку тут есть что обсудить, и плохо, поскольку обсуждать её поздно. Пора бы запомнить, что наши реформаторы образования сообщают плебсу об очередной своей задумке только тогда, когда решение уже принято и спорить с ним не полезнее, чем с наступлением холодов. Онлайн-лекции скоро захлестнут все вузы, не только «Вышку», — но об этом чуть позже, а пока немного пообсуждаем.

Начнём с того, что предмет дискуссии подменён: говоря об онлайн-лекциях, Кузьминов и его собеседники имеют в виду, простите, видеоролики: дяденька-профессор записал и выложил в Сеть — детишки по силе-возможности запускают (лучше на двойной скорости) и учатся. По уму, онлайн-лекцией стоило бы называть лишь сетевые аналоги реальных лекций: события в реальном времени, позволяющие педагогу — пусть в ограниченной мере — ощущать и учитывать реакцию аудитории, а учащимся задавать вопросы. Такие вещи тоже есть (даже репетиторы нынче предлагают на выбор занятия вживую и по скайпу), но речь-то не о них. Кузьминов же говорит: запишут и будут поддерживать — так в досетевые времена профессор писал, а потом подновлял учебник. Такие «подкаст-лекции» тоже могут быть небесполезны, но это ощутимый сдвиг очного образования в заочное, а оно, как известно, всегда двумя сортами ниже и может оказаться настоящим только для студента нерядовых способностей и со стальной волей. И понятно, почему в соцсетях спрашивают: собирается ли Кузьминов в новой, во многом уже заочной «Вышке» требовать за обучение такие же деньги, как теперь?

К обсуждаемой новации вообще много простых вопросов: а почему студенты, манкирующие живыми лекциями (посещаемость, говорят, чуть не десять процентов), станут как подорванные слушать подкасты? Почему в прошлом веке человека, говорившего: зачем мне ваши профессора, я по книжкам выучусь! — считали смешным, а сейчас человека за те же слова, но про подкасты, так явно уступающие книгам, надо считать молодцом? Но охота заниматься такими мелочами начисто пропала у меня после следующей утечки от ректора Кузьминова. Оказывается, созданная правительством межведомственная рабочая группа обсуждает сейчас создание трёх типов аккредитации вузов — базовой, продвинутой и ведущей. Вуз, аккредитованный как «базовый», должен будет заместить значительную часть предметов онлайн-курсами, которые разработают вузы «ведущие». Это означает неотвратимый конец высшего образования, каким мы его знаем. Само по себе это не приговор новшеству: ясно же, что образование не только у нас, на всём глобусе на глазах бурно переформатируется — в нынешнем виде ему так и так не оставаться, да