Медленное продвижение быстрого пути

Тема недели
Москва, 15.10.2018
Проект сооружения в стране первой высокоскоростной магистрали постепенно конфигурируется. Однако полной уверенности, что он будет реализован к 2024 году, по-прежнему нет

Один из ключевых проектов «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года», часть высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, оброс некоторыми подробностями, достаточными для самостоятельного обсуждения.

На прошедшем в Сочи международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение. 1520» главный евангелист темы ВСМ в России замглавы РЖД Александр Мишарин сообщил, что проект пилотного 301-километрого участка «казанской» трассы Железнодорожный — Гороховец будет реализован на условиях концессии с бюджетом 621,5 млрд рублей. Общая смета ВСМ Москва — Казань оценивается сегодня в сумму свыше 1,8 трлн рублей — это больше четверти затрат по «Комплексному плану…» с суммарными расходами 6,6 трлн рублей, в конце сентября внесенному Минэкономразвития в правительство (см. «Дороги ради дорог», «Эксперт» № 36).

В настоящее время из федерального бюджета уже выделен безвозвратный капитальный грант в размере 200 млрд рублей, еще 200 млрд рублей инвестирует РЖД. Оставшуюся часть необходимой суммы предстоит привлечь с финансового рынка.

Однако именно это вызывает затруднения, поскольку правительство пока не приняло законы об изъятии земель и снижении налога на имущество, не выбрана внятная финансовая модель для привлечения заинтересованных инвесторов. Если Белому дому удастся решить эти вопросы, отыскать инвесторов и реализовать проект, то, по прогнозам аналитиков, экономический эффект от запуска ВСМ только в первое десятилетие ее функционирования принесет дополнительно от 9,7 трлн до 13,39 трлн рублей ВВП (оценка Центра экономики инфраструктуры), а совокупные дополнительные бюджетные доходы составят 2,3 трлн рублей.

Для российского Минтранса перетекание расчетных 42% пассажиров с нынешнего тихоходного подвижного состава на ВСМ (по оптимистическим оценкам) будет означать высвобождение железнодорожной инфраструктуры под грузоперевозки. В РЖД прогнозируют в ближайшие пять лет четырехкратный рост контейнерных перевозок по МТК «Запад — Восток» и надеются на наращивание объемов после модернизации пропускной способности БАМа и Транссиба с нынешних 106 млн до 180 млн тонн в год.

Спорный путь

Для России с ее расстояниями и сложными климатическими условиями решение проблемы оперативного перемещения пассажиров и грузов остро актуально. К примеру, сегодня жители Подмосковья, работающие в столице, тратят на дорогу порядка двух часов. С запуском ВСМ те же два часа потребуются на то, чтобы на скорости до 400 км/ч доставить в Москву уже жителей Поволжья, что резко увеличит мобильность рабочей силы, вовлекая в ее оборот немосковское население общей численностью до десяти миллионов человек.

Привлечение же на ВСМ контейнерных грузов позволит перемещать их через всю территорию страны всего за несколько суток, что решающим образом усилит позиции железной дороги в конкурентной борьбе с морским транспортом. Россия же в этом случае сможет переключить на себя грузопотоки, ныне распыленные по южным маршрутам Великого шелк

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1093) 15 октября 2018
    1-й инвестиционный рейтинг России
    Содержание:
    Нацпроекты набирают скорость

    Масштабное строительство транспортной инфраструктуры действительно ускорит рост экономики, но не так, как хотелось бы

    Главная новость
    Экономика и финансы
    Реклама