«Санкции санкциями, а бизнес — бизнесом»

Специальное обозрение
ГЕРМАНСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ
«Эксперт» №43 (1094) 22 октября 2018
О том, как сегодня работается немецкому бизнесу в России, «Эксперту» рассказал председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп
«Санкции санкциями, а бизнес — бизнесом»

— Какова динамика работы немецкого бизнеса в России? Запущены ли какие-то новые проекты, открыты ли новые производства?

— Несмотря на непростые времена, немецкий бизнес сохраняет деловую активность в России на высоком уровне и по-прежнему лидирует по показателям локализации производства. Об этом свидетельствуют масштабные проекты немецких компаний на российском рынке. Так, КамАЗ и «Даймлер КамАЗ Рус» заключили специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом на десять лет, в течение которых автоконцерны вложат 46,5 миллиарда рублей в развитие модельного ряда грузовиков КамАЗ и Mercedes-Benz. С российским автогигантом сотрудничает и китайско-немецкая компания — производитель промышленных роботов KUKA Robotics Rus. Летом компании подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого на производстве в Набережных Челнах будут внедрены промышленные роботы. Параллельно Volkswagen Group Rus начала собирать внедорожник Škoda Kodiaq на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Инвестиции в запуск производства составили 87,5 миллиона евро.

Ну а крупнейший немецкий IT-разработчик SAP открыл в Москве Digital Leadership Centre — инновационную площадку для проведения мероприятий, демонстрации новых технологических решений и совместных разработок с российскими клиентами и партнерами. Это второй по размерам центр SAP из восьми во всем мире, инвестиции в проект составили около 20 миллионов евро.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что немецкий бизнес серьезно и долгосрочно инвестирует в российскую экономику, причем не только деньгами, но и инновациями, трансфертом ноу-хау и технологий.

— Какие сегменты немецкого бизнеса чувствуют себя сегодня в России лучше остальных? Почему?

— Сейчас комфортнее себя чувствуют компании, растущие вместе с развивающимися отраслями, — это компании химической промышленности, производители лекарственных препаратов, одежды, текстиля и мебели. Позитивно настроены и автопроизводители. С января по сентябрь рост российского авторынка составил 15 процентов.

— Были ли факты ухода компаний с рынка в прошлом году?

— Несмотря на охлаждение в политике и на волатильность экономики, практически ни одна крупная немецкая компания не покинула рынок РФ. Отдельный досадный случай, о котором мы очень сожалеем, — это дело «дочки» германского строительного концерна Hochtief AG «Хохтиф Девелопмент Руссланд» (ХДР). Однако в этом случае компания ушла с российского рынка не из-за конъюнктуры, а по причине правовой неопределенности: бывший партнер компании подал в суд на ее топ-менеджмент, перевел судебное разбирательство в уголовную плоскость. Невзирая на абсурдность доводов, как и всего дела в целом, строительный концерн не смог защитить свои интересы и своих людей в российском суде и вынужденно свернул деятельность. Такие случаи, разумеется, крайне негативно влияют на инвестиционный климат в России.

— Каковы настроения в германском бизнесе в целом?

— На российском рынке сейчас непростое положение. По данным ЦБ, с января по август 2018 года отток капит