В свете будущего

Специальное обозрение
ГЕРМАНСКИЙ БИЗНЕС В РОССИИ
«Эксперт» №43 (1094) 22 октября 2018
О том, на что способны современный свет и системы управления им и как последние тренды в светотехнике помогут развивать сельское хозяйство, журналу «Эксперт» рассказал генеральный директор Osram в России Дмитрий Каверин
В свете будущего

Два года назад компания Osram ушла с рынка традиционных источников света. На чем было решено сфокусироваться?

— Было принято стратегическое решение сфокусироваться на развитии инноваций в области фотоники, составляющими которой являются источники света, системы управления, оптоэлектронные компоненты. Теперь наша задача заключается в том, чтобы использовать все возможности света, такие как визуализация и агрофотоника (стимулирование роста растений), и создавать решения на основе датчиков и сенсоров на базе инфракрасного и лазерного излучения в областях, непосредственно связанных с жизнедеятельностью человека.

Если говорить о российском рынке, то здесь мы выстроили полную сбытовую систему, структурно похожую на материнскую компанию, за исключением компетенций в R&D. Мы занимаемся не только дистрибуцией продукции концерна Osram, но и работаем в сфере светотехнического консалтинга, помогаем создавать дизайн светильников и комплектовать их нашим оборудованием, так как Osram — профессиональный производитель электроники. Год назад мы запустили завод в Малайзии по производству полупроводниковых компонентов, основные продукты которого сегодня — светодиоды и светодиодные модули, поставляемые практически на все рынки мира, в том числе российский.

Osram в России работает в четырех основных направлениях: дистрибуция специальных источников света (автомобильный свет, источники для кино- и видеопроекции, лампы для дезинфекции и прочее), поставка на конвейеры элементов полупроводниковой оптики (электронные компоненты, датчики, сенсоры), проектные продажи и системы управления светом начиная с небольшого помещения и заканчивая концепцией «Освещение в умном городе».

Например, некоторые стадионы, построенные к чемпионату мира по футболу, оснащены оборудованием Osram — светильниками и системами управления светом, обеспечивающими превосходную телевизионную картинку при трансляции.

— Насколько вообще российский рынок важен для концерна Osram?

— В разных сегментах доля России и стран СНГ отличается. Например, в автомобильном освещении это около 30 процентов, а в ксеноновых лампах для кинотеатров — более 40 процентов, в бактерицидных лампах — порядка 25 процентов. Для нас мало быть хорошо представленными на рынке, необходимо добиться признания со стороны профессионального сообщества потребителей и простого покупателя.

За последние пять лет условия нашей работы на рынках России и стран СНГ существенно улучшились. Дело в том, что российский бизнес быстро обеляется, а для нас снижаются риски, традиционные для стран с развивающейся экономикой.

Вторая хорошая новость — многие компании начинают заказывать более дорогое и качественное световое оборудование, чем в период сразу после девальвации рубля.

— Какие позиции вы занимаете на российском рынке?

— Рынок очень фрагментированный. Но кое-что можно выделить: в лампах специального назначения доля Osram, по нашим оценкам, порядка 30 процентов. Экономическая ситуация в последние три-четыре года заставила нас не только продава