Социальное государство прощается с вами

Специальный доклад
КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
«Эксперт» №44 (1095) 29 октября 2018
Развитые страны все активнее тормозят рост социальных расходов в относительном выражении, а то и снижают их. Развивающиеся страны вообще никогда не смогут достичь высокого уровня социальности из-за многочисленности населения. В России же настолько большой нерастраченный потенциал для роста, что она может стать лучшим местом на Земле. Но не хочет
Социальное государство прощается с вами

Италия как лев бьется с ЕС за свой бюджетный дефицит: итальянское правительство настаивает, что экономика страны без роста дефицита до 2,4% ВВП в 2019 году зачахнет, тогда как еврокомиссары категорически против его увеличения. Основная причина высоких госрасходов Италии — пенсионная система и другие социальные расходы. Так, с 2019 года страна собирается понизить пенсионный возраст и ввести выплаты аналога базового дохода для малоимущих. И это при том, что ЕС настаивал на повышении пенсионного возраста в Италии и на урезании социальных программ. Goldman Sachs уже предупредил: из-за того, что пенсионная реформа в Италии пошла совершенно не в том направлении, в котором нужно, стране придется в ближайшее время как минимум на 10 процентных пунктов увеличить свой госдолг и, скорее всего, итальянцев в ближайшие дни ждет понижение суверенных рейтингов.

Итальянская история демонстрирует глубокий кризис, который переживает в Европе так называемое социальное государство, или государство всеобщего благоденствия.

Перераспределяй и блаженствуй

С 70-х годов прошлого века казалось, что рецепт всеобщего благополучия найден: государство должно перераспределять доходы в пользу бедных, предлагать всем прочим эффективные механизмы для накоплений и страхования от основных жизненных рисков, а также инвестировать в человеческий капитал. «Традиционное государство довольствовалось налоговыми поступлениями на уровне семи-восьми процентов национального дохода, позволявшими ему финансировать только основные институты власти (армия, полиция, суд, пенитенциарная система и тому подобное), — говорит заведующий Центром правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин. — Обязательные отчисления (налоги, сборы, страховые взносы) в США и в Европе до 1900–1910 годов составляли менее десяти процентов национального дохода, а к 2000–2010 годам они возросли до 30–55 процентов. Все богатые страны мира без исключения в двадцатом веке перешли от баланса, при котором налоги и государственные расходы составляли менее десятой части национального дохода, к балансу, при котором на эти цели уходит от трети до половины национального дохода. Увеличив налоговое бремя на национальный бизнес и население, государства расширили свои задачи — от исполнения исключительно силовых функций они перешли к широкому объему полномочий, цель которых — обеспечение всеобщего благосостояния и социального мира (финансирование социального обеспечения, прежде всего пенсионной системы, здравоохранения, образования, культуры)».

«Тома Пикетти пришел к выводу, что суть современного общественного перераспределения состоит не в переводе налогов и обязательных взносов от богатых к бедным — по крайней мере, не в столь явной форме», — продолжает Юрий Воронин. Суть заключается в финансировании государственных услуг и замещающих доходов, более или менее равных для всех, прежде всего в области образования, здравоохранения и пенсионного