Испытание маркетплейсом

Экономика и финансы
ФИНТЕХ
«Эксперт» №45 (1096) 5 ноября 2018
Банк России ставит финансовые компании перед выбором: присоединиться к его маркетплейсу или создать собственный. В любом случае сектор продолжит укрупняться, большие банки станут еще больше, а маленьким придется сливаться или объединяться
Испытание маркетплейсом

Множество российских банков уже перешли или готовятся перейти на новый тип взаимодействия с клиентами — через цифровую платформу. Самая большая действующая банковская платформа в России у Сбербанка с его экосистемой, включающей в себя практически полный спектр финансовых продуктов и сервисов. Платформы есть у Альфа-банка, банка «Открытие» и др. В октябре свою платформу представила Qiwi, с конца 2017 года работает финансовая платформа по продаже паев спецдепозитария «Инфинитум». Это очень разные платформы, созданные для работы с бизнесом либо с частными клиентами.

Переход на платформенную бизнес-модель — важное решение для бизнеса, ведь он подразумевает перестройку ИТ-систем, а зачастую и всей бизнес-модели компании. Все это стоит дорого, и большинству игроков до сих пор непонятно, насколько эти затраты оправданны. Однако несмотря на все сомнения и затраты, на рынке ожидается целая волна трансформаций банковского бизнеса после запуска окончательной версии маркетплейса Центробанка. Дело в том, что ЦБ обещает менять регулирование на основе полученного опыта и анализа бизнес-моделей финансовых компаний. На финансовом рынке уже есть мнение, что все игроки скоро будут вынуждены изменить бизнес-модели и перейти к платформенным решениям или как минимум создать технические возможности для взаимодействия с другими маркетплейсами.

Но, к сожалению, для клиентов нет никакой гарантии, что в результате запуска маркетплейса от ЦБ и «платформизации» всех финансовых услуг их качество вырастет, а стоимость — снизится.

Золотой источник правды

В октябре состав маркетплейса ЦБ пополнился 12 новыми участниками, среди которых девять банков и три витрины — спецдепозитария «Инфинитум», портала «Сравни.ру» и «Юником» — с предложениями услуг от финансовых организаций. Пилотная версия самого маркетплейса была запущена в июне. На тот момент в ней были представлены пять коммерческих банков и три витрины — порталы Banki.ru, Мосбиржи и Fins.money. После запуска полноценной версии маркетплейса ЦБ, который произойдет до конца 2018 года, его пользователи получат дистанционный доступ к своим счетам в представленных банках, смогут удаленно открывать счета и по-другому управлять своими средствами. В перспективе, обещают создатели маркетплейса, там можно будет приобрести паи, облигации и страховые продукты. В итоге должна получиться удобная для пользователей экосистема для управления своими финансами.

Оператор маркетплейса — Московская биржа, удостоверять транзакции будет Национальный расчетный депозитарий (НРД), обеими организациями владеет ЦБ. «Информация о заключенных сделках на платформе и позициях по ним будет вестись единым регистратором финансовых сделок, выполняющим в системе функцию “золотого источника правды”», — говорится в подготовленном ЦБ проекте «Основных направлений развития финансового рынка на 2019–2021 годы».

В своем обращении на сайте ЦБ Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, так объясняет, какие выгоды получат банки и их клиенты: «Маркетплейс, который будет включать у